О взыскании недоимки по транспортному налогу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2010 года с. Долгоруково

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего - судьи Поддымова А.В.,

при секретаре Саввине Е.Н..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению межрайонной инспекции ФНС России №2 по Липецкой области к Устинову О.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 год,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Устинову О.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 год в размере 750 рублей, указывая, что на основании данных ГИБДД УВД Липецкой области и ИФНС России по Правобережному району г.Липецка о транспортных средствах и о лицах, на которых зарегистрированы эти транспортные средства за период с 31.12.2008 г. по 31.12.2009 г., ответчик является плательщиком транспортного налога, за ним зарегистрировано на праве собственности транспортные средства марки <данные изъяты> Во исполнение ст.ст.362,363 НК РФ, ст.9 Закона № 20-0З «О транспортном налоге в Липецкой области» от 25.11.2002 г. МИФНС России № 2 по Липецкой области ответчику исчислен транспортный налог за период 2009 г. в размере 750 рублей и вручено соответствующее платёжное извещение об уплате налога. Однако в нарушение ст.363 НК РФ, ст. 9 Закона «О транспортном налоге в Липецкой области» плательщиком не уплачен налог за период 2009 г. по сроку уплаты 01.02.2010 г.. Учитывая, что до настоящего времени от уплаты транспортного налога в добровольном порядке ответчик уклоняется, требование инспекции от 01.03.2010 г. не исполнил, МИФНС России №2 по Липецкой области обратилось в суд о взыскании с него задолженности в порядке искового производства. Просит суд взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2009 год в размере 750 рублей.

В судебное заседание представитель истца межрайонной инспекции ФНС России №2 по Липецкой области, ответчик Устинов О.И. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца МИФНС России №2 по Липецкой области, ответчика.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Судом разъяснялись сторонам их прав и обязанности, стороны предупреждались о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывалось содействие в реализации их прав, создавались условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств. В связи с этим в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 57 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2 по Липецкой области к ответчику удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.57 Конституции России каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Статьей 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате, налогоплательщики обязаны в установленные Законом сроки и в установленном Законом размере произвести уплату транспортного налога.

В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы и другие наземные, водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст.6 Закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению 1 к данному Закону.

Пунктами 1,2 ст.8 Закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области» предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В статье 363 НК РФ указано, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.1 ст.9 Закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании на основании информации УГИБДД УВД по Липецкой области, поступившей по запросу суда, и справки о наличии транспорта, приложенной МИФНС РФ №2 по Липецкой области к иску, установлено, что за Устиновым О.И. в период с 31.12.2008 г. по 31.12.2009 г. был зарегистрированы транспортные средства марки <данные изъяты>

Всего за 2009 г. ответчиком подлежит уплате транспортный налог в размере 750 рублей.

В налоговом уведомлении на уплату транспортного налога за 2009 г. указано, что Устинову О.И. принадлежат вышеуказанные объекты налогообложения, за которые ответчику начислен транспортный налог в размере 750 рублей.

Соответственно, оно должно было в это же время направлено в адрес налогоплательщика.

Квитанций либо иных доказательств, подтверждающих направление налогового уведомления ответчику заказным письмом, в материалах дела нет. Реестр налоговых уведомлений таким доказательством не является.

Налоговым Кодексом предусмотрен специальный порядок направления налоговым органом налогового уведомления и требований об уплате налога налогоплательщику, соблюдение которого является обязательным условием возникновения у последнего обязанности по уплате налога.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанным способом налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом.

Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п.6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Кодекса в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из статьи 52 НК РФ, п.6 ст. 58 НК РФ, письма Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ от 9 февраля 2009 года № 03-02-08/14 следует, что налоговое уведомление должно направляться налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из вышеуказанных норм, при направлении налогового уведомления или требования любым способом должен подтверждаться факт и дата его получения. И только если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога могла возникнуть у ответчика только после получения налогового уведомления и требования.

Поскольку истцом не представлено доказательств получения ответчиком налогового требования и уведомления, обязанность по уплате налога у ответчика не возникла.

В определении суда о подготовке дела к судебному разбирательству и в извещении налогового органа о месте и времени судебного заседания представителям истца предлагалось представить доказательства факта соблюдения порядка взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, установленного налоговым законодательством; предлагалось представить доказательства направления заказными письмами ответчику налоговых уведомления и требования, а также вручения им лично под расписку, невозможности вручения им лично в соответствии с налоговым законодательством, разъяснялось, что в случае непредставления перечисленных доказательств суд рассмотрит дело по имеющимся в нем доказательствам.

В связи с несоблюдением процедуры направления налогового уведомления обязанность по уплате налога у ответчика не возникла, законного основания для удовлетворения иска не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ межрайонная ИФНС России №2 по Липецкой области освобождена от уплаты государственной пошлины по искам о взыскании с граждан обязательных платежей.

Согласно подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при цене иска до 10 000 рублей государственная пошлина составляет 4 процента от цены иска, но не менее 400 рублей.

Поскольку иск не подлежит удовлетворению, государственная пошлина в сумме 400 рублей не подлежит взысканию с ответчика в бюджет Долгоруковского района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2 по Липецкой области в иске к Устинову О.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.В. Поддымов