Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего - судьи Поддымова А.В.,
при секретаре Думове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Долгоруково Липецкой области гражданское дело по исковому заявлению Рахманова М.Л. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долгоруковскому району Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей,
установил:
Рахманов М.Л. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ссылаясь на то, что он обратился к ответчику для назначения ему досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия необходимого педагогического стажа. Из подсчета стажа был исключен период службы в армии с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.. Считает исключение из педагогического стажа периода службы в армии незаконным и необоснованным, так как в этот период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работы просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии с которым учителям подлежала включению в специальный стаж служба в составе Вооруженных Сил СССР. Просит суд включить период службы в армии в педагогический стаж и назначить пенсию с момента обращения в ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району с 03.08.2010 г..
В судебном заседании истец Рахманов М.Л. заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району по доверенности Шавырина И.В., возражая против иска, в суде пояснила, что в период нахождения истца в армии он не осуществлял педагогическую деятельность, у него не было 2/3 специального стажа на момент признания утратившим силу постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397.
Выслушав истца Рахманова М.Л., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району по доверенности Шавырину И.В., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрен один из видов трудовых пенсий - трудовая пенсия по старости.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 «Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии» Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу п.2 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, законодателем предоставлено право Правительству Российской Федерации утверждать списки должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии.
Аналогичные правовые нормы содержались в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Законе СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) работа в должности учителя школы засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В судебном заседании установлено, что ГУ - УПФ РФ по <данные изъяты>, рассмотрев заявление истца Рахманова М.Л., решением Номер обезличен от Дата обезличена г. отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия необходимого специального стажа, указав, что по закону требуется 25 лет, а у истца имеется 23 года 8 месяцев 16 дней. Ему не засчитан в специальный стаж период срочной службы в рядах вооруженных сил с Дата обезличена г. по Дата обезличена г..
Из протокола заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав Номер обезличен от Дата обезличена г. также следует, что истцу Рахманову М.Л. отказано в назначении досрочно пенсии по причине отсутствия необходимого стажа. Ему в подсчет стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, не включен упомянутый период.
Согласно паспорту Рахманов М.Л., Дата обезличена г.р., на Дата обезличена г. ему исполнилось <данные изъяты>
Истец Рахманов М.Л. с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил РФ. Приказом Номер обезличен по РОНО от Дата обезличена г. с Дата обезличена г. он назначен на должность учителя физкультуры .... Приказом Номер обезличен по РОНО от Дата обезличена г. с Дата обезличена г. уволен по собственному желанию. Приказом Номер обезличен по РОНО от Дата обезличена г. с Дата обезличена г. назначен на должность учителя трудового обучения .... Приказом Номер обезличен по РОНО от Дата обезличена г. с Дата обезличена г. в порядке перевода назначен учителем физкультуры в этой же школе. ... ... переименовывалась в муниципальное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> общеобразовательная школа, затем – в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу д. ....
Изложенное подтверждается записями в трудовой книжке истца, в его военном билете, справкой МОУ СОШ д. ..., справкой начальника отдела военного комиссариата ... по ...
Указанные периоды педагогической деятельности составили на Дата обезличена г. <данные изъяты>.
Вышеназванными Списком и правилами не предусмотрено включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периода службы в армии.
В период прохождения истцом службы в армии действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривающее зачет периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности.
При этом время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953 настоящее постановление не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 г..
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введение нового правового регулирования, отменившего включение некоторых нестраховых периодов в трудовой стаж, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо в период работы (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права, суд приходит к выводу, что период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. подлежит включению в специальный стаж, поскольку Рахманов М.Л. по законодательству, действовавшему до Дата обезличена г., приобрел право включения спорного периода в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия, это право не может быть им утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.
Рахманов М.Л. проходил срочную службу на протяжении 1 года 10 месяцев 16 дней лет, период службы не превышает 1/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью на момент подачи истцом заявления в пенсионный орган. Таким образом, условие, предусмотренное пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, соблюдено.
Утверждение, что истец на момент прекращения действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (то есть на 01 октября 1993 г.) не выработал 2/3 необходимого для назначения пенсии стажа, в связи с чем служба в рядах Советской Армии не может быть включена в педагогический стаж, не состоятельно, поскольку основано на неправильном толковании закона.
Согласно п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Дата обезличена г. истец обратился в ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району с заявлением о назначении пенсии, что подтверждено его копией в материалах дела.
Судом установлено, что к этому времени Рахманов М.Л. с учетом включения в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР более 25 лет осуществлял педагогическую деятельность в учреждениях для детей, что дает ему право на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за указанной пенсией.
Коль скоро на момент обращения за пенсией Дата обезличена г. истец имел специальный педагогический стаж более 25 лет, суд приходит к выводу, что за ним следует признать право на досрочную трудовую пенсию по старости.
В заявлении истец Рахманов М.Л. просит суд в случае удовлетворения иска не взыскивать с ответчика ГУ - УПФ РФ по Долгоруковскому району Липецкой области в его пользу расходы по оплате госпошлины. Суд находит возможным удовлетворить данное заявление истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Рахмановым М.Л. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Долгоруковскому району Липецкой области засчитать в специальный трудовой стаж Рахманова М.Л., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, период службы в армии с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Долгоруковском районе по Липецкой области назначить Рахманову М.Л. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения - с Дата обезличена года.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: <данные изъяты> А.В. Поддымов
<данные изъяты>
<данные изъяты>