Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе судьи -Селищевой А.П.
при секретаре - Навдаевой О.А.,
с участием представителей истца - зам. начальника ТОУ «Роспотребнадзор» по Липецкой области в Тербунском районе по доверенностям -Щетининой Л.В. и Рязанцевой О.Ю., ответчиков - главы администрации Солдатского сельского совета Тербунского района Липецкой области-Черникова С.А.., представителя ООО «Жилкомсервис» Тербунского района по доверенности - Образцовой Л,И, представителя администрации Тербунского района Липецкой области по доверенности - Гулевского В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управлении «Роспотребнадзора» по Липецкой области в Тербунском районе в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солдатского сельского поселения Тербунского района Липецкой области, администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, ООО «Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области, о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению соответствия качества питьевой воды санитарным нормам и правилам в отношении неопределенного круга потребителей, обязать прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей и обеспечить подачу питьевой воды, соответствующей Сан ПиН,
обязать провести комплекс мероприятий по доведению качества питьевой воды из артезианских скважин, соответствующей требованиям Сан ПиН, строительство обезжелезовающих установок, оборудование фильтров, обязать проинформировать каждого жителя с. Солдатское о качестве воды, подаваемой населению в настоящее время, об опасности ее употребления для людей, и довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Солдатский сельский совет Тербунского муниципального района Липецкой области РФ, являясь собственником артезианских скважин, расположенных на территории с. Солдатское Тербунского района Липецкой области, не обеспечивает соответствие качества питьевой воды из указанных систем санитарным нормам по химическим показателям. Подача такого качества питьевой воды населению с. Солдатское ответчиком, опасна и вредна для здоровья населения, по химическому составу, нарушает права неопределенного круга потребителей, является грубым нарушением действующего законодательства, в том числе согласно п.1 ст. 7 Закона РФ № 2300 - 1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях его использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом, или в ином установленном законом порядке.
Согласно Сан ПиН 2.1.4.1074-01: «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» предельно допустимая концентрация (ПДК) железа в питьевой воде составляет 0,3 мг/дмЗ.
Факт подачи питьевой воды потребителю не соответствующего качества с нарушением прав потребителей был установлен неоднократно в результате проведения плановых мероприятий по надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что питьевая вода в населенных пунктах <адрес> по содержанию железа не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01:
скважина у МТМ <адрес> превышение ПДК в 2.9 раза (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ),
<адрес> скважина за мостом - превышение ПДК в 2,35 раза ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) скважина МТМ <адрес> - превышение ПДК в 2.3 раза (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам плановых мероприятий было направлено предписание по разработке мероприятий по улучшению качества питьевой воды в населенных пунктах сельского поселения Солдатский сельсовет. Однако мероприятия по улучшению качества питьевой воды не проводились.
ДД.ММ.ГГГГ ТОУ Роспотребнадзора в Задонском, Воловском, Тербунском, Хлевенском районах (на территории Тербунского района) за невыполнение предписания материал по ст. 19.5ч.1 КоАП РФ, направлен в мировой суд в отношении главы администрации сельского поселения Солдатского сельского совета Черникова С.А.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом проведения мероприятий по надзору на 2010 год Филиалом гигиены и эпидемиологии в Липецкой области в Задонском районе» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб питьевой воды из артскважин и разводящей сети <адрес>.
По протоколам лабораторных исследований установлено, что питьевая вода по содержанию железа не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»: скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,26 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), скважина <адрес> (<адрес>) -превышение ПДК в 2,66 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), скважина <адрес> ( <адрес>) - превышение ПДК в 2,26 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,28 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), колонка <адрес> (<адрес>) - превышение в 2.79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, колонка <адрес> (<адрес>) -превышение в 2.7 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), колонка <адрес> (<адрес>) -- превышение в 2.79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), колонка <адрес> ) - превышение в 2.29 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации сельского поселения Солдатский сельсовет было направлено предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обеспечению населения качественной питьевой водой сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по выполнению предписания. В ходе проверки составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, за невыполнение предписания и направлен в мировой суд.
Материалы надзора (акты проверок, акты отбора проб питьевой воды, протоколы исследований питьевой воды) надлежащим образом вручены ответчику.
Согласно пункта 1 статьи 19 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.1,3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распорядительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мастного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Наличие в питьевой воде высокого содержания железа приводит к неблагоприятному воздействию на слизистые и кожу, способствует возникновению аллергических реакций. Железо придает неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает вкус воды, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение. Длительное воздействие питьевой воды с нарушением гигиенических нормативов по химическим компонентам увеличивает риск заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мочевыводящих путей. Медико-демографическая ситуация последних лет подтверждает неблагополучие в состоянии здоровья населения. Подача такого качества питьевой воды населению <адрес>, а именно жителям улиц ответчиком опасна и вредна по химическому составу, нарушает права неопределенного круга потребителей, является грубым нарушением действующего законодательства, в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах (на территории Тербунского района) является государственным органом, осуществляющим в числе прочих функций, государственный контроль в сфере защиты прав потребителей. На основании п. 2. ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявление в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В судебном заседании представители ТОУ «Роспотребнадзор»в Тербунском районе по доверенностям -Щетинина Л.В., и Рязанцева О.Ю. уточнили исковые требования и просили признать незаконным бездействия ответчиков по не обеспечению надлежащего качества поставляемой питьевой воды населению Солдатской сельской администрации. В остальной части требования поддержали по вышеуказанным основаниям, и просила суд их удовлетворить. Полагают, что следует организовать подвоз питьевой воды населению из водозабора № 1 с. Тербуны, либо из источников, поскольку вода, которая подаётся населению из системы водоснабжения, пригодна лишь для бытовых нужд. Она может использоваться для приготовления пищи, лишь после её очищения с помощью фильтров.
Ответчик, глава администрации Солдатского сельского совета -Черников С.А. исковые требования признал, при этом суду пояснил, что протяжённость водопроводных сетей на территории администрации 24,4 километра, 10 артскважин с водонапорными башнями, которые не закольцованы в единую систему. Качество воды действительно не соответствует санитарным нормам. Строительство станции по обезжелезованию воды на каждой скважине, невозможно в виду отсутствия денежных средст. Администрация даже строительство одной такой станции не может оплатить. В настоящее время разработан комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды на территории администрации до 2012года Предусмотрено строительство (бурение) новой артезианской скважины в <адрес> со станцией по обезжелезованию, за счёт средств софинансирования, областного и местного бюджетов. Эти мероприятия нашли свою поддержку в районной администрации, согласованы с ней, и направлены в областную администрацию. Сельская администрация проведёт подворный обход граждан проживающих на территории Солдатской администрации, и доведёт до каждого жителя информацию о качестве потребляемой воды из системы водопровода. Гражданам будет разьяснено, что подаваемая вода пригодна для бытовых нужд, а для употребления в пищу необходимо брать воду либо из колодцев после проведения лабораторных исследований, либо покупать бутулированную воду. Администрация не имеет возможность осуществлять подвоз питьевой воды населению, в виду отсутствия соответствующих транспортных средств оборудованных соответствующими ёмкостями, и отсутствия денежных средств, для их приобретения и эксплуатации.
Представитель соответчикаООО «Жилкомсервис»Тербунского района
по доверенности Образцова Л.И, с исковыми требованиями не согласна, полагала, что ООО «Жилкомсервис» не является соответчиком по делу, поскольку скважины находятся на балансе сельской администрации и по договору аренды переданы им Районной администрацией для оказания коммунальных услуг. ООО «Жилкомсервис» осуществляет поставку воды населению. Содержит сооружения в порядке, осуществляет их обслуживание и ремонт. За качество поставляемой воды не несёт ответственность, и по договору аренды не принимало на себя обязательств по улучшению качества питьевой воды.
Представитель соответчика, администрации Тербунского муниципального района Гулевский В.В. - начальник правового отдела администрации, считает исковые требования обоснованными в части признания бездействий незаконными, обязании провести комплекс мероприятий по доведению качества питьевой воды артезианских скважин, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, и обязании проинформировать каждого жителя <адрес> о качестве воды, Возражал против удовлетворения исковых требований - обязать прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга лиц, поскольку прекратить поставку воды населению невозможно. Организовать подвоз воду невозможно в виду отсутствия специальных транспортных средств.
Разработанные мероприятия до 2012года, которые представлены суду,
позволят улучшить качество питьевой воды и значительно снизить уровень содержания в ней железа.
Суд, выслушав участников, изучив представленные письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мастного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
В Соответствии со ст. 11 п.1п\п4 Устава Сельского поселения Солдатский сельский совет Тербунского района Липецкой области, к компетенции органов местного самоуправления относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения (л.д.77)
Решением Тербунского районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия сельских поселений по организации в границах поселений водоснабжения и водоотведения, переданы администрации Тербунского муниципального района Липецкой области.(л.д.125).
Согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Солдатского сельского совета Тербунского района Липецкой области и администрацией Тербунского муниципального района Липецкой области именуемой -«Управляющая сторона», ей переданы функции по управлению и организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения, при этом сооружения стоят на балансе администрации Солдатского сельского поселения(л.д.127).
В соответствии с договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тербунского муниципального района и ООО «Жилкомсервис» заключен договор аренды, согласно которому, в аренду переданы объекты водопроводного хозяйства в количестве 98 штук, в том числе и находящиеся на территории Солдатской сельской администрации для осуществления коммунальных услуг населению (л.д.131-139).
Довод представителя ООО «Жилкомсервис», о том, что по договору аренды они не принимали на себя обязательств по улучшению качества питьевой воды, суд находит несостоятельным, поскольку представитель ответчика не оспаривала, что плата за потребляемую воду взимается как за поставленную в соответствии с санитарными нормами и правилами, не оспаривала она и то обстоятельство, что они не выполняют обязательства по осуществлению контроля за качеством поставляемой воды населению.
Вышеприведённые документальные доказательства подтверждают, что надлежащими ответчиками по делу являются администрации Солдатского сельского поселения Тербунского района - владелец сооружений водоснабжения, администрация Тербунского муниципального района Липецкой области, поскольку, ей переданы функции по управлению и организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения, и ООО «Жилкомсервис» - организация оказывающая коммунальные услуги по поставке питьевой воды, а также обслуживающая и эксплуатирующая объекты водоснабжения.(п. 1.2 договора аренды л.д.131).
Согласно Сан ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» предельно допустимая концентрация (ПДК) железа в питьевой воде составляет 0,3 мг/дмЗ.
В соответствии с протоколами лабораторных исследований установлено, что питьевая вода по содержанию железа не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»:
скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,26 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д 41-42),
скважина <адрес> (<адрес>) -превышение ПДК в 2,66 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.43-44),
скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 45-46),
скважина <адрес> ( <адрес>) - превышение ПДК в 2,26 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.39-40),
скважина <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2,28 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.29),
колонка <адрес> (<адрес>) - превышение ПДК в 2.79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.31-32),
колонка <адрес> (<адрес>) -превышение ПДК в 2.7 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.33-34),
колонка <адрес> (<адрес>) -- превышение ПДК в 2.79 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.35-36),
колонка <адрес> ) - превышение ПДК в 2.29 раз (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.37-38).
Утверждения ответчиков о том, что работы по улучшению качества питьевой воды не проводились до настоящего времени из-за отсутствия денежных средств, и представленные суду мероприятия по улучшению качества воды, разработанные на 2010-2012годы только подтверждают факт бездействия администрации Солдатского сельского поселения, администрации Тербунского района и ООО «Жилкомсервис» по выполнению своих обязанностей по обеспечению качества питьевой воды в соответствии с Сан ПиН.
Отсутствие денежных средств на оборудование не освобождает ответчиков от выполнения обязанностей по обеспечению качества поставляемой населению Солдатской сельской администрации питьевой воды в соответствии с требованиями Сан ПиН.
Железо придает неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает вкус воды, вызывает развитие железобактерий, отложение осадка в трубах и их засорение. Длительное воздействие питьевой воды с нарушением гигиенических нормативов по химическим компонентам увеличивает риск заболеваний.
Подача такого качества питьевой воды населению <адрес>, нарушает права неопределенного круга потребителей, является грубым нарушением действующего законодательства.
В соответствии с требованиями ст.ст.18,19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Непринятие своевременных мер, ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан. Не смотря на принятые истцом меры, привлечение к административной ответственности администрации Солдатского сельского совета, никаких действий по улучшению качества питьевой воды, либо размещению соответствующей информации для населения о качестве поставляемой воды, принято не было.
При таких обстоятельствах, исковое заявление Территориального отдела Управлении «Роспотребнадзора» по Липецкой области в Тербунском районе в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солдатского сельского поселения, администрации Тербунского района и ООО «Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области, подлежит удовлетворению.
Однако исковые требования в части прекращения действий ответчика нарушающие права неопределённого круга лиц, то есть прекращение поставки питьевой воды ненадлежащего качества, судом не могут быть удовлетворены, поскольку поставляемая вода используется гражданами и для бытовых нужд, это приведёт к нарушению их прав. В этой части суд находит необходимым в иске отказать.
В соответствии со ст. 333.36п.19 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в доход государства, следовательно, согласно ст. 103 ч.1 ГПК РФ, взыскать государственную пошлину в доход государства следует с ООО « Жилкомсервис».
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 255 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Солдатский сельский совет Тербунского района Липецкой области, администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, ООО « Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области по не обеспечению соответствия качества питьевой воды поставляемой потребителям на территории Солдатской сельской администрации, Сан Пин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»
Обязать администрации сельского поселения Солдатский сельский совет Тербунского района, Администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области, ООО « Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области, обеспечить проведение комплекса мероприятий по улучшению качества питьевой воды соответствующей Сан Пин 2.1.4.1074-01«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» на 2010-2012 годы.
Обязать администрации сельского поселения Солдатский сельский совет Тербунского района, администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области, ООО « Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области проинформировать каждого жителя Солдатской сельской администрации о качестве питьевой воды и её несоответствии санитарным нормам, через средства массовой информации, и путём подворного обхода населения.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области государственную пошлину в доход государства в сумме-4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение судом изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.П.Селищева.