Об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух



Дело №.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего-судьи Поддымова А.В.,

при секретаре Крыниной Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Долгоруково Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Долгоруковская мелиорация» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

у с т а н о в и л :

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Долгоруковская мелиорация» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование своих требований указывает, что в ходе проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ООО «Долгоруковская мелиорация» осуществляет свою деятельность в <адрес> и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т.ч. механическую мастерскую, сварочный пост, сверлильный и заточный станки, открытую площадку для стоянки 8 единиц автотракторной техники и т.д.. ООО «Долгоруковская мелиорация» в нарушение требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, так как отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Ссылаясь на ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1,2,11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации, преамбулу, ч.1 ст.22, ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Методические пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенные письмом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №14-01-333, просит суд обязать ООО «Долгоруковская мелиорация» в срок до 01.02.2011 г. провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.

В судебное заседание представитель истца Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, своевременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Бадулина А.К. поступило ходатайство, в котором просит иск поддерживает в полном объеме.

Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, третьего лица.

В судебном заседании представитель ответчика директор ООО «Долгоруковская мелиорация» Матюхин А.Н. исковые требования признал в полном объеме. Ему разъяснено содержание статей 39,173,198 ГПК РФ, содержание статей 39,173, 198 ГПК РФ ему ясно и понятно. Последствия признания иска ему ясны и понятны.

Выслушав представителя ответчика директора ООО «Долгоруковская мелиорация» Матюхина А.Н., исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Исходя из Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 №14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения").

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").

Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

- кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.

- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

- выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;

- составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения").

Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").

В судебном заседании установлено, что ООО «Долгоруковская мелиорация» осуществляет свою деятельность в <адрес> и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т.ч. механическую мастерскую, сварочный пост, сверлильный и заточный станки, открытую площадку для стоянки 8 единиц автотракторной техники и т.д.. ООО «Долгоруковская мелиорация» в нарушение требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

Изложенное подтверждается материалами дела об административном правонарушении (протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ), запросом Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ №, письменными объяснениями директора ООО «Долгоруковская мелиорация» Матюхина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи имущества в счет оплаты доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ, перечнем транспорта, спецтехники, оборудования, паспортами транспортных средств, запросом Липецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией Управления Росприроднадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, запросом Липецкого межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией генерального директора ООО «Экологический центр» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, договором № от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу, платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, так как отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния учреждения на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как указано выше, представитель ответчика директор ООО «Долгоруковская мелиорация» Матюхин А.Н. признал иск в полном объеме.

В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Председательствующим в судебном заседании представителю ответчика директору ООО «Долгоруковская мелиорация» Матюхину А.Н. содержание ст.ст.39,173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска разъяснены, что удостоверено подписью в его письменном заявлении.

По данному делу суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права суд приходит к выводу, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Долгоруковская мелиорация» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности данного юридического лица в <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Поддымов