Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Кириной Г.В.,
с участием истца Воронова А.Ф.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области
по доверенности от 29.11.2010 года Пучкова С.А.,
при секретаре Гольцовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронова А.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Воронов А.Ф. обратился в Тербунский районный суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости. Свои требования обосновывает тем, что 11 октября 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, поскольку в специальный стаж не были включены: период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, время его работы на выборных должностях в должности председателя колхоза и по совместительству преподавателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности председателя исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, необоснованным, нарушающим его конституционные права, поскольку ранее действующим до 01.10.1993 года постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 вышеуказанные периоды выключались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области включить ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, время его работы на выборных должностях в должности председателя колхоза и по совместительству преподавателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности председателя исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть 11 октября 2010 года.
В судебном заседании истец Воронов А.Ф. исковые требования поддержал в полном объёме, ссылаясь на указанные в заявлении доводы и пояснил, что он после службы по призыву и окончания педагогического института начал педагогическую деятельность и продолжает работать до настоящего времени, на выборные должности он избирался также с должности учителя, кроме этого, работая в должности председателя колхоза по совместительству был Покровскую школу учителем ОБЖ. Данное обстоятельство подтверждается приказом, платежными ведомостями на получение заработной платы. Однако, ответчик данный период не принял к зачету. Полагал, что действующие нормативные акты не должны ущемлять его права, приобретенные до принятия новых законов. Просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по страсти в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области включить ему в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, период его работы по совместительству преподавателем ОБЖ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на выборной должности председателя исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 октября 2010 года.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Тербунском районе по доверенности от 29 ноября 2010 года Пучков С.А. иск не признал, ссылаясь на то, что согласно действующему в настоящее время законодательству время военной службы не засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. По Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшего до 01.10.1993 года, засчитать период службы в армии также не предоставляется возможным, поскольку на 01.10.1993 года истец не имел 2/3 требуемого педагогического стажа работы, предусмотренного п.4 указанного Постановления. Период работы по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также не может быть включен в педагогический стаж, поскольку приказ издан с нарушением требований закона, вписан поздним числом в книгу приказов. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж и работа на выборных должностях. В соответствии со ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для назначения трудовой пенсии педагогическим работникам требуется 25 лет педагогического стажа работы. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии истец имел 18 лет 07 месяцев 26 дней педагогического стажа. Просил суд в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
В силу ч.1 п.10 статьи 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60-55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из справки № 179 от 12 ноября 2010 года, выданной Тербунским военным комиссариатом Липецкой области Воронов А.Ф. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной в суд трудовой книжки серии АТ-II №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Воронова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец Воронов А.Ф. в период с 1984 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность муниципальном образовательном учреждении Тербунского района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в выборной должности председателя исполкома Покровского сельсовета, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - в должности председателя колхоза и по совместительству учителем-организатором основ безопасности жизнедеятельности в Покровской средней школе Тербунского района Липецкой области.
Установлено, что 11 октября 2010 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области № 2600 от 18 октября 2010 года Воронову А.Ф. было отказано в назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года по причине отсутствия специального трудового стажа.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области от 18 октября 2010 года № 542 Воронову А.Ф. было отказано в зачете в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов службы в Вооруженных Силах СССР и работы на выборных должностях, поскольку Положение о порядке исчисления стажа для назначением пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года утратило силу с 01.10.1993 года У Воронова А.Ф. на 01.10.1993 год не имелось 2/3 стажа работы, связанной с педагогической деятельностью. Для назначения досрочной трудовой пенсии работникам требуется 25 лет педагогического стажа работы, а по имеющимся документам педагогический стаж работы Воронова А.Ф. составляет 18 лет 07 месяцев 26 дней.
Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также, Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».
Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 ч.1, п. « а» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также, служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах… ( п. «г»).
Судом установлено, что Воронов А.Ф. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, работал по совместительству преподавателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на выборной должности - председателя исполкома Покровского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Кроме того, в судебном заседании обозревалось пенсионное дело Воронова А.Ф., в материалах которого имеется приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому Воронов А.Ф. был принят на работу учителем начальной военной подготовки Покровской средней школы с 15.08.1984 года на основании приказа Тербунского РОНО № № от ДД.ММ.ГГГГ года; приказ №-А от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Воронов А.Ф. принят на работу по совместительству преподавателем ОБЖ Покровской средней школы с нагрузкой 1 час с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт работы истца по совместительству подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО6
Так, свидетель ФИО10 показала, что работает учителем <данные изъяты> в МОУ СОШ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Она хорошо знает истца Воронова А.Ф., который был членом их педагогического коллектива <данные изъяты> средней школы, он вёл предмет ОБЖ, установленный штатным расписанием. Кроме него данный предмет никто в их школе не преподавал. В ДД.ММ.ГГГГ году его избрали председателем колхоза и на этой выборной должности он работал до ДД.ММ.ГГГГ года. В этот период он продолжал преподавать ОБЖ по совместительству, но всего 1 час в неделю. Остальные часы ОБЖ были распределены по другим учителям. После окончания срока выборной должности председателя колхоза Воронов А.Ф. вернулся в школу, где продолжил работать учителем до настоящего времени.
Свидетель ФИО6 показала, что работает учителем <данные изъяты> в МОУ СОШ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, поэтому хорошо знает истца Воронова А.Ф., который до октября ДД.ММ.ГГГГ года преподавал в Покровской средней школе уроки ОБЖ. В ДД.ММ.ГГГГ года Воронов А.Ф. был избран председателем колхоза, где работал в этой должности до ДД.ММ.ГГГГ года. Будучи председателем колхоза, он по совместительству продолжал преподавать ОБЖ - с нагрузкой 1 час в неделю. В ДД.ММ.ГГГГ году он вернулся в школу и продолжил работать учителем ОБЖ. Предмет ОБЖ был предусмотрен штатным расписанием, это был обязательный предмет для преподавания в школе.
В соответствии со Списком должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости включается работа на штатных должностях в учреждениях, предусмотренных Списком …, независимо от объема выполняемой педагогической ( учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы ( должностного оклада), объема преподавательской работы. Кроме того, в этот стаж может включаться работа по совместительству. При этом тоже не имеет значения, каков был объем работы по совместительству.
Согласно п.1 Положения об условиях работы по совместительству, утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 года г. № 81/604-К-3/6-84, совместительство есть выполнение работником помимо основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
В судебном заседании, бесспорно установлено, что согласно приказу № 116-«а» от 02.10.1996 года Тербунского ОНО, истец принят по совместительству на должность преподавателя ОБЖ Покровской средней школы с нагрузкой 1 час, а согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принят на полную ставку преподавателя- организатора ОБЖ, в МОУ СОШ <адрес>.
Согласно расчётно-платёжным ведомостями Тербунского ОНО за 1996, 1997 и 1998 годы на выдачу заработной платы учителям Покровской средней школы Воронов А.Ф. ежемесячно получал заработную плату, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Довод представителя ответчика об отсутствии надлежаще оформленного приказа о приеме истца на работу по совместительству, суд счел не состоятельным, поскольку он опровергается собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами в их совокупности.
Таким образом, судом установлено, что в оспариваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял педагогическую деятельность в муниципальном учреждении для детей.
Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, военная служба, а также работа на выборных должностях засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.
С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10.1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж периода военной службы, выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорных периодов в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона, а также, противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в вышеуказанных постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании, бесспорно установлено, что у истца по состоянию на 01.10.1993 года, имелся стаж работы на других должностях, помимо спорных периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, 9 лет. Поэтому на день обращения Воронова А.Ф. за досрочной трудовой пенсией по старости более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.
В соответствии с п.9 ст.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ.
Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Воронов А.Ф. по законодательству, действовавшему до 01.10.1993 года приобрел право на включение спорных периодов на выборных должностях в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, 11 октября 2010 года, Воронов А.Ф. имел педагогический стаж более 25 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
С учетом изложенного, суд считает признать за Вороновым А.Ф. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью и обязать ГУ-УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области включить Воронову А.Ф. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работу по совместительству преподавателем ОБЖ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в должности председателя исполкома Покровского сельсовета Тербунского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 11 октября 2010 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Вороновым А.Ф. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области включить Воронову А.Ф. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы на выборной должности председателя исполкома Покровского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы по совместительству учителем основ безопасности жизнедеятельности в Покровской средней школе Тербунского района Липецкой области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе назначить Воронову А.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности с 11 октября 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года.
Судья Г.В.Кирина