о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2010 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Кириной Г.В.,

с участием истца Ключникова А.А.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по доверенности Пучкова С.А.,

при секретаре Гольцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ключникова А.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области о признании права на льготную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ключников А.А. обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области о признании права на льготную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 01 октября 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что он имеет педагогический стаж работы более 25 лет, однако решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области № 2526 от 07.10.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что отсутствует специальный трудовой стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год исключён из подсчёта специального стажа работы в соответствии с п.19 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». С данным решением комиссии по пенсионным вопросам он не согласен, поскольку в этот период действовали Списки учреждений и должностей, утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось служба в составе Вооруженных Сил СССР…». В соответствии с этим же Положением периоды учёбы и службы в Вооружённых Силах до 01 октября 1993 года подлежали включению в стаж для назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работникам. Просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитать в специальный стаж период его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и обязать ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с 01 октября 2010 года.

В судебном заседании, истец Ключников А.А. поддержал свои исковые требования по вышеуказанным основаниям и пояснил, что период его службы в Вооруженных Силах СССР, согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. Его педагогический стаж в должности учителя без учёта спорного периода составляет 23 гола 11 месяцев, что составляет более 2/3 требуемого стажа для назначения пенсии на льготных условиях. Приобретенные им права на пенсию по ранее действующему законодательству должны быть сохранены при реализации его права на пенсию по действующему законодательству. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Пучков С.А. - специалист-эксперт отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области, участвующий по доверенности от 30 ноября 2010, иск не признал по тем основаниям, что, на момент службы истца по призыву действовали нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Применение данных правовых норм возможно, но в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права. В силу п.4 данного Положения время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии. На основании Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года № 953 с 01 октября 1993 года прекращает действовать на территории РФ постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Таким образом, на момент ввода нового пенсионного законодательства по определению права на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью на 01 октября 1993 года истец не мог выработать 2/3 педагогического стажа - не менее 16 лет 8 месяцев. Таким образом право на пенсию истец не приобрел. Просил суд в иске Ключникову А.А. отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает предъявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).

На основании Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Законом устанавливается прямая зависимость права граждан на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

В силу статьи 28 пункта 1 подпункта 10 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Установлено, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области № 2526 от 07.10.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ключникову А.А. отказано по причине отсутствия специального трудового стажа работы, необходимого для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью, в соответствии пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Период прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года исключён из подсчёта специального стажа работы.

Согласно трудовой книжке серии АТ-I №, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Ключникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец с 15 августа 1983 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил службу в рядах Вооруженных Силах СССР ( л.д.7-14).

Согласно справке № 180 от 15 ноября 2010 года Ключников А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось. ( л.д. 25).

Данное обстоятельство также подтверждается военным билетом серии МН №, выданным Тербунским районным военным комиссариатом Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-20).

Установлено, что 01 октября 2010 года истец обратился в ГУ УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии в ГУ-УПФ РФ в Тербунском районе Липецкой области у него имелся стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, продолжительностью 23 года 11 месяцев, что составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии на льготных условиях.

Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

Согласно ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. (действовавшего до 31.12.2001г.), пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге лет не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 указанного закона Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В соответствии с п.9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года по жалобе Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст. 12 и 133.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Эта позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 29.01.2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также, Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан».

Так, в п.3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий стаж или специальный трудовой стаж полностью или частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 ч.1, п. «г» в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК.

Судом установлено, что Ключников А.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953, введенного в действие с 1 октября 1993 года, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется с 01.10.1993 года. Однако, до принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002 года, военная служба засчитывалась в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,: (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действительности их государственной защиты.

С учетом вышеизложенного, суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение досрочной пенсии со ссылкой на то, что Постановление от 17.12.1959 года № 1397, действовавшее до 01.10.1993 года, то есть в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г., предусматривающее включение в педагогический стаж периода военной службы, при условии наличия на 01.10.1993 года не менее 2/3 педагогического стажа, которое истцом не соблюдено, а по законам принятым позднее, включение спорного периода в стаж работы по специальности не было предусмотрено, несостоятельными, основанными на неверном толковании норм закона, а также противоречащими закону и правовой позиции, изложенной в вышеуказанных постановлениях и определении Конституционного Суда Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что весь трудовой стаж истца связан с педагогической деятельностью, поэтому на день обращения Ключникова А.А. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии с п.9 ст.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку Ключников А.А. по законодательству, действовавшему до 01.10.1993 года, приобрел право на включение спорного периода - службы в рядах Вооружённых сил в стаж работы по специальности, с учетом которого назначается досрочная пенсия, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Суд считает, что изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, 01 октября 2010 года, Ключников А.А. имел педагогический стаж более 25 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

С учетом изложенного, следует признать за Ключниковым А.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ГУ УПФ РФ в Тербунском районе включить Ключникову А.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему пенсию со дня его обращения в ГУ УПФ РФ в Тербунском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с 01 октября 2010 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Ключниковым А.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области включить Ключникову А.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой области назначить Ключникову А.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 01 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года.

Судья Г.В.Кирина