Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2010 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Кириной Г.В.,
с участием помощника прокурора Тербунской районной прокуратуры Панариной Т.А.,
представителя ответчика администрации сельского поселения Озёрский сельсовет - главы администрации Батищевой Л.Н.,
при секретаре Ениной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Озёрский сельсовет по содержанию дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Озёрский сельсовет по содержанию дорог, указывая, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой совместно с ОГИБДД ОВД по Тербунскому району, было установлено, что на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода детей через дорогу отсутствует дорожный знак «Дети», на остановочных платформах с. Озёрки и с. Каменка отсутствуют дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса», а также остановочные павильоны. При этом со стороны органа местного самоуправления не принимается действенных, эффективных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений. Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения возложенных законодательством обязанностей по содержанию дорог муниципального значения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, как водителей автотранспортных средств, так и пешеходов, в связи с тем, что создаёт опасность возникновения аварийных ситуаций, и как следствие, порчу имущества, получение травм, гибель людей.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию дорог и обязать администрацию сельского поселения Озёрский сельсовет установить на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода детей через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах с. Озёрки и с. Каменка дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса», а также остановочные павильоны в с. Озёрки и с. Каменка.
В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Панарина Т.А. поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям, просила суд обязать администрацию сельского поселения Озёрский сельсовет установить на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода детей через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах с. Озёрки и с. Каменка дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса» в срок до 01 января 2011 года, а также установить остановочные павильоны в с. Озёрки и с. Каменка в срок до 01 мая 2011 года. Однако решение суда в части установки на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка дорожный знак «Дети» и «Место остановки автобуса», а также установки остановочного павильона в с. Озёрки просила не исполнять, поскольку при рассмотрении дела в суде данные нарушения были устранены ответчиком добровольно.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Батищева Л.Н. - глава администрации сельского поселения, подтвердившая свои полномочия постановлением Озёрской муниципальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласилась в полном объёме, подтвердила, что все выявленные нарушения по содержанию дорог действительно имели место, однако в настоящее время практически все они устранены, на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу установлен дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка установлены дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса», а также установлен остановочный павильон в с. Озёрки. Утверждала, что в ближайшее время будут устранены оставшиеся нарушения, а именно установлен остановочный павильон в с. Каменка Озёрского сельсовета Тербунского района Липецкой области.
Привлечённое судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОГУП «Тербуны Дорстройремонт» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора Панариной Т.А., представителя ответчика Батищеву Л.Н., считает исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также по их содержанию.
К элементам благоустройства автомобильных дорог в соответствии со ст. 1 указанного выше закона относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 на территориях, прилегающих к общеобразовательным должны быть установлены дорожные знаки 1.23. «Дети». Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, 3.1. «Въезд запрещен», запрещающий въезд всех транспортных средств на территорию общеобразовательного учреждения, а также дорожная разметка 1.14.1., 1.14.2. обозначающая пешеходный переход.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 30 того же Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Тербунского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере законодательства, правомерно обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 4 ст. 6 приведенного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В материалах дела имеется акт обследования дороги № 3 от 23 августа 2010, согласно которому было произведено обследование автодороги Большая Поляна-Озёрки Тербунского района Липецкой области, выявлены нарушения по содержанию дорог и предложено главе администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Батищевой Л.Н. в срок до 01.09.2010 года выполнить комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дородного движения, а именно установить дорожные знаки 1.21 и 5.12, приобрести и установить остановочные павильоны в с. Каменка и с. Озёрки Тербунского района Липецкой области.
Однако данное указание администрацией сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области выполнено не было, действенных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений, главой администрации сельского поселения до обращения прокурора в суд не предпринималось.
Данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно ст. 12 Устава сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения № 20 от 30.07.2010 года, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно справке о результатах совместной проверки, проведённой прокуратурой Тербунского района Липецкой области и сотрудниками ОГИБДД ОВД по Тербунскому району, были выявлены следующие нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения: на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода детей через дорогу отсутствует дорожный знак «Дети», на остановочных платформах с. Озёрки и с. Каменка отсутствуют дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса», а также остановочные павильоны.
Из указанного следует, что администрация сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского района Липецкой области незаконным и обязании в срок до 01 мая 2011 года установить остановочный павильон в с. Каменка и с. Озёрки Тербунского муниципального района Липецкой области, в срок до 01 января 2011 года установить на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса» подлежат удовлетворению.
Поскольку на момент рассмотрения дела нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части установки на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка дорожных знаков «Дети» и «Место остановки автобуса», а также установки остановочного павильона в с. Озёрки, указанные в заявлении прокурора, устранены, то решение суда в этой части не подлежит исполнению.
В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 255 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по содержанию дорог.
Обязать администрацию сельского поселения Озёрский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 мая 2011 года установить остановочные павильоны в с. Каменка и с. Озёрки Тербунского муниципального района Липецкой области. Установить на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка дорожные знаки «Дети» и «Место остановки автобуса» в срок до 01 января 2011 года.
Решение в части установки на проезжей части дороги с. Озёрки в местах перехода через дорогу дорожный знак «Дети», на остановочных платформах в с. Озёрки и с. Каменка дорожный знак «Дети» и «Место остановки автобуса», а также установки остановочного павильона в с. Озёрки не исполнять в связи с исполнением решения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2010 года.
Судья Кирина Г.В.