Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2010 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Кириной Г.В.,
с участием помощника прокурора Тербунской районной прокуратуры Панариной Т.А.,
представителя ответчика администрации сельского поселения Новосильский сельсовет - главы администрации Панарина В.М.,
при секретаре Ениной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения Новосильский сельсовет по содержанию дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Новосильский сельсовет по содержанию дорог, указывая, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой совместно с ОГИБДД ОВД по Тербунскому району, было установлено, что на проезжей части дороги, проходящей вдоль МОУ СОШ с. Новосильское в местах перехода детей через дорогу отсутствует дорожный знак «Дети», при въезде на территорию МОУ СОШ с. Новосильское отсутствует знак «Въезд запрещён». При этом со стороны органа местного самоуправления не принимается действенных, эффективных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений. Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения возложенных законодательством обязанностей по содержанию дорог муниципального значения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, как водителей автотранспортных средств, так и пешеходов, в связи с тем, что создаёт опасность возникновения аварийных ситуаций, и как следствие, порчу имущества, получение травм, гибель людей.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию дорог и обязать администрацию сельского поселения Новосильский сельсовет установить в местах перехода детей через дорогу, проходящую вдоль МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Дети», при въезде на территорию МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Въезд запрещён».
В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Панарина Т.А. поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям, просила суд обязать администрацию сельского поселения Новосильский сельсовет установить в местах перехода детей через дорогу, проходящую вдоль МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Дети», при въезде на территорию МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Въезд запрещён» в срок до 01 января 2011 года. Однако решение суда просила не исполнять, поскольку при рассмотрении дела в суде все выявленные нарушения были устранены.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Панарин В.М. - глава администрации сельского поселения, подтвердивший свои полномочия решением Совета депутатов сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями согласился, подтвердил, что все выявленные нарушения по содержанию дорог действительно имели место, однако в настоящее время они устранены, дорожные знаки «Дети» и «Въезд запрещён» установлены в указанных местах.
Привлечённое судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, ОГУП «Тербуны Дорстройремонт» в судебное заседание не явилось, хотя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора Панариной Т.А., представителя ответчика Панарина В.М., считает исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также по их содержанию.
К элементам благоустройства автомобильных дорог в соответствии со ст. 1 указанного выше закона относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 на территориях, прилегающих к общеобразовательным должны быть установлены дорожные знаки 1.23. «Дети». Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, 3.1. «Въезд запрещен», запрещающий въезд всех транспортных средств на территорию общеобразовательного учреждения, а также дорожная разметка 1.14.1., 1.14.2. обозначающая пешеходный переход.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 30 того же Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Тербунского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере законодательства, правомерно обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч. 4 ст. 6 приведенного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В материалах дела имеется предписание начальника ОГИБДД ОВД по Тербунскому району № 54/4073 от 02.08.2010 года, выданное главе сельского поселения Новосильский сельсовет Панарину В.М., в соответствии с которым ему указано в срок до 25 августа 2010 года в рамках подготовки учреждений образования к новому учебному году и обеспечения безопасности дорожного движения нанести горизонтальную дорожную разметку «Пешеходный переход» и надпись «Дети», проверить наличие дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», а в случае их отсутствия или порчи принять меры по их восстановлению, определить дополнительные места для безопасного перехода пешеходов через улицы, а также принять соответствующие меры по их обустройству техническими средствами.
Однако данное предписание администрацией сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области выполнено не было, действенных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений, главой администрации сельского поселения до обращения прокурора в суд не предпринималось.
Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно ст. 12 Устава сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения № 17 от 30.07.2010 года, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 59 названного Устава следует, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления сельского поселения несут ответственность перед населением сельского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно справке о результатах совместной проверки, проведённой прокуратурой Тербунского района Липецкой области и сотрудниками ОГИБДД ОВД по Тербунскому району, были выявлены следующие нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в с. Новосильское Тербунского района Липецкой области: на дороге, проходящей вдоль МОУ СОШ с Новосильское отсутствует дорожный знак «Дети», при въезде на территорию образовательного учреждения не установлен знак 3.1 «Въезд запрещён».
Из указанного следует, что администрация сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области незаконным и обязании в срок до 01.01.2011 года устранить имеющиеся нарушения подлежат удовлетворению.
Поскольку на момент рассмотрения дела все нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, указанные в заявлении прокурора, устранены, то решение суда в этой части исполнению не подлежит.
В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 255 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по содержанию дорог.
Обязать администрацию сельского поселения Новосильский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 января 2011 года установить в местах перехода детей через дорогу вдоль МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Дети», при въезде на территорию МОУ СОШ с. Новосильское дорожный знак «Въезд запрещён».
Решение не исполнять в связи с его исполнением на момент рассмотрения дела.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2010 года.
Судья Кирина Г.В.