Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Кириной Г.В.,
с участием помощника прокурора Тербунской районной прокуратуры Панариной Т.А.,
представителя ответчика - директора МОУ СОШ с. Тербуны Ченцовой В.В.,
представителя третьего лица администрации Тербунского муниципального района Гулевского В.В. по доверенности № 74 от 20.12.2010 года,
при секретаре Бурковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению- средней общеобразовательной школе с. Тербуны Тербунского района Липецкой области о понуждении к принятию мер по выполнению требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района Липецкой области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по выполнению требований пожарной безопасности, незаконным и о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение безопасности учащихся, указывая, что прокуратурой Тербунского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Тербунского района, в ходе которой было установлено, что МОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района по состоянию на 01.09.2010 года была не готова к новому 2010-2011 учебному году и была приняты с грубейшими нарушениями требований действующего законодательства о противопожарной безопасности, а именно: в коридоре 2 и 3 этажей правого крыла школы используются лампы со снятыми колпаками (рассеивателями) в количестве 7 штук; целостность рукава на внутреннем пожарном кране на 2-м этаже МОУ СОШ с. Тербуны нарушена, что не позволяет использовать его в соответствии с его назначением; шторы сцены и актового зала огнезащитным составом не были обработаны.
В случае возникновения пожароопасной ситуации, указанные нарушения могут создать угрозу жизни и здоровью детей. В связи, с чем просил суд признать незаконным бездействие администрации МОУ СОШ с. Тербуны и ее директора Ченцовой В.В. и обязать администрацию муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Тербуны принять меры по обеспечению безопасности учащихся, а именно: шторы сцены и актового зала МОУ СОШ с. Тербуны обработать огнезащитным
составом; оборудовать лампы колпаками (рассеивателями); заменить рукав внутреннего пожарного крана.
В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Липецкой области Панарина Т.А. отказалась от исковых требований в части признания бездействия, выразившегося в непринятии мер по выполнению требований пожарной безопасности, незаконным и просила суд производство по делу в этой части прекратить, в остальной части, исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что акт готовности школы к новому учебному году не оспаривает, однако выявленные нарушения противопожарной безопасности считает существенным, поскольку речь идет о жизни и здоровье детей, педагогов и могут создавать угрозу жизни и здоровью людей. Просила суд обязать ответчика принять меры по обеспечению безопасности учащихся: шторы сцены и актового зала МОУ СОШ с. Тербуны обработать огнезащитным составом, в этой части решение не исполнять в связи с исполнением после обращения прокурора в суд, оборудовать лампы колпаками (рассеивателями) и заменить рукав внутреннего пожарного крана в срок до 01.02.2011 года
Определением Тербунского районного суда Липецкой области от 20 декабря 2010 года производство по делу в части признания бездействия, выразившегося в непринятии мер по выполнению требований пожарной безопасности, незаконным прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.
Представитель ответчика МОУ СОШ с. Тербуны Ченцова В.В. - директор школы, подтвердившая свои полномочия приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года о приёме на работу, с исковыми требованиями не согласилась по тем основаниям, что в соответствии с распоряжением главы администрации Тербунского района от 30 июля 2010 г. №457-Р 10 августа 2010 года комиссией проведена проверка готовности школы к 2010-2011 учебному году. Согласно заключения указанной комиссии составлен акт от 10 августа 2010 года о готовности школы к новому учебному году. Выводы прокурора ставят под сомнение компетентность комиссии. Прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно- хозяйственную деятельность организаций. Кроме того, в период подготовки учебному году в МОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района Липецкой области был подготовлен и утвержден план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, издан приказ об обеспечении пожарной безопасности в 2010-2011 учебном году №1 от 01.09.2010г. Ряд мероприятий предусмотренных указанным планом был исполнен, однако некоторые мероприятия на момент проверки (27.10.2010 г.) остались не выполненными, ввиду отсутствия финансовых средств. В мае текущего года в адрес начальника отдела образования было направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на нужды МОУ СОШ с. Тербуны по подготовке школы к новому учебному году, в том числе и на обеспечение пожарной безопасности. Однако необходимое финансовое обеспечение из районного бюджета не получено. 18 ноября 2010 года школа получила денежные средства за победу в областном конкурсе. В настоящее время практически все нарушения устранены, занавес в актовом зале обработан огнезащитным составом, заключены договоры на установку рукава внутреннего пожарного крана и на оборудование электрических ламп колпаками. Все это будет сделано вовремя зимних каникул. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации Тербунского муниципального района Липецкой области Гулевский В.В., выступающий по доверенности № 74 от 20.12.2010 года, с исковыми требованиями прокурора Тербунского района Липецкой области не согласился и пояснил, что в соответствии со статьей 6 Закона РФ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора. Действующим законодательством предусмотрена специальная дисциплинарная, административная или уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, в том числе за неисполнение предписаний, к которой могут быть привлечены ответственные за пожарную безопасность должностные лица. Законом РФ «О пожарной безопасности» не предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора, в связи с чем, с учетом характер заявленных требований, данный спор не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Просил прекратить производство по делу.
Определением Тербунского районного суда от 20 декабря 2010 года в удовлетворении ходатайства представителя третьего лица администрации Тербунского муниципального района о прекращении производства по делу отказано.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора Панариной Т.А., представителя ответчика Ченцову В.В., представителя третьего лица Гулевского В.В., допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, считает заявление прокурора Тербунского района Липецкой области подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ решения, действия ( бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Основанием для обращения прокурора в суд явились интересы неопределённого круга лиц, учащихся и педагогов МОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности включает в себя совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 37 вышеназванного закона определены обязанности организаций в области пожарной безопасности, в соответствии с которыми организации должны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом МЧС России от 18.03.2003г. № 313 (далее ППБ 01-03) устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно справки о результатах совместной проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 27.10.2010 года в МОУ СОШ с. Тербуны были выявлены нарушения требований пожарной безопасности ППБ 01-03, а именно в коридоре 2 и 3 этажей правого крыла школы используются лампы со снятыми колпаками (рассеивателями) в количестве 7 штук; целостность рукава на внутреннем пожарном кране на 2-м этаже МОУ СОШ с. Тербуны нарушена, что не позволяет использовать его в соответствии с его назначением; шторы сцены и актового зала огнезащитным составом не были обработаны.
Представитель ответчика Ченцова В.В. данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривала, объяснила, что после получения денежных средств администрацией МОУ СОШ с. Тербуны были приняты все необходимые меры по выполнению уже запланированных мероприятий и устранению выявленных нарушений. 03 декабря 2010 года произведена огнезащитная обработка штор в актовом зале, 07 декабря 2010 года заключён договор с Елецким межрайонным отделением ЛОО ООО ВДПО о выполнении противопожарных работ по ремонту АПС и СОУЭ людей при пожаре, 07 декабря заключён договор с ООО «Квант» на замену щитов освещения в занимаемых помещениях, а также приобретение и монтаж светильников с защитной арматурой.
В подтверждение своих доводов ответчиком представлен договор № 753 от 03.12.2010 года на выполнение работ по огнезащитной пропитке, акт № 917 о приёмке выполненных работ за декабрь 2010 года, акт приёмки в эксплуатацию огнезащитного покрытия тканей, согласно которому 03 декабря 2010 года подрядчиком выполнена огнезащитная обработка комплекта сценических занавесей в актовом зале школы с. Тербуны, договор № 752 от 07 декабря 2010 года на выполнение противопожарных работ.
Так, согласно п.60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с п. 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами.
Судом установлено, что в нарушение вышеназванных Правил на момент проверки в коридоре 2 и 3 этажа правого крыла МОУ СОШ с. Тербуны использовались лампы со снятыми колпаками (рассеивателями) в количестве 7 штук, шторы сцены и актового зала не обработаны огнезащитным составом.
Как следует из смысла ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Выявленные прокурором совместно с ОНД ПГН по Тербунскому району вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности в случае возникновения пожароопасной ситуации могут создать угрозу жизни и здоровью детей.
Согласно Уставу МОУ СОШ с. Тербуны, принятого решением общего собрания коллектива МОУ СОШ с. Тербуны 31 августа 2010 года ( новая редакция), учредителем школы является администрация Тербунского муниципального района.
Из п.3 названного Устава следует, что школа руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», иными федеральными законами и нормативными актами, а также правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
В соответствии с ч.1 п.3 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Довод представителя ответчика о том, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности были допущены по причине недостаточного финансирования, суд считает несостоятельным и не освобождающим администрацию МОУ СОШ с. Тербуны от выполнения обязанностей по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
В соответствии с п.91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединены к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукава на новую скатку.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля дознаватель отделения надзорной деятельности по Тербунскому району Липецкой области управления ГПН ФИО7. по делу показал, что в МОУ СОШ с. Тербуны имеются режимные нарушения противопожарной безопасности, которые большой опасности для окружающих не представляют, практически они все нарушения в настоящее время устранены в полном объёме. На момент проверки 27.10.2010 года не были обработаны занавес в актовом зале огнезащитным составом и не укомплектованы электрические лампы колпаками (рассеивателями). Отсутствие колпаков на электрических лампах не предоставляет большую опасность для жизни и здоровья детей и педагогов, поскольку в коридорах школы нет никаких воспламеняющихся веществ. Что касается рукава внутреннего пожарного крана, то он находится в рабочем состоянии, и в случае пожара будет выполнять свои функции на 90 %.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд считает исковые требования прокурора в части замены рукава внутреннего пожарного крана необоснованными, и не подлежащими удовлетворению, поскольку прокурором не представлено суду доказательств, того, что имеющиеся повреждения рукава внутреннего пожарного крана, может создавать угрозу жизни и здоровья людей.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МОУ СОШ с. Тербуны Тербунского района Липецкой области о принятии мер по выполнению требований пожарной безопасности следует удовлетворить частично, а именно обязать МОУ СОШ с. Тербуны обработать занавес в актовом зале огнезащитным составом и оборудовать в срок до 01.02.2011 года электрические лампы колпаками (рассеивателями), однако, решение в части обработки занавеса в актовом зале огнезащитным составом не подлежит исполнению в связи с его исполнением на момент рассмотрения дела.
В остальной части иска прокурору следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с. Тербуны Тербунского района Липецкой области обработать занавес в актовом зале огнезащитным составом; оборудовать в срок до 01.02.2011 года электрические лампы колпаками (рассеивателями).
В удовлетворение остальной части иска отказать.
Решение в части обработки занавеса в актовом зале огнезащитным составом не исполнять, в связи с его исполнением на момент рассмотрения дела.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2010 года.
Председательствующий Кирина Г.В.