Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2011 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе председательствующего Кириной Г.В.,
с участием помощника прокурора Тербунского района Панариной Т.А.,
истца Ульшина В.Н.,
его представителя по доверенности, удостоверенной нотариусом нотариального округа Тербунского района 28.07.2010 года за № 837, Кочмарева Ю.Л.,
представителя ответчика администрации Тербунского муниципального района по доверенности от 19.01.2011 года № 6 Гулевского В.В.,
при секретаре Бурковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Ульшина В.Н. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд в интересах Ульшина В.Н. с исковым заявлением к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации Тербунского района, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным и предоставлении жилого помещения по договору социального найма указав, что Ульшин В.Н. остался без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года должен обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм, вне очереди органами исполнительной власти. 17.05.2007 года Ульшин В.Н. в соответствии с распоряжением главы администрации <данные изъяты> сельсовета Тербунского района Липецкой области № 3 от 17.05.2007 года был постановлен на учёт на получение внеочередного жилья.
Однако, на момент проверки прокуратурой Тербунского района Липецкой области, 28.05.2010 года жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены его конституционные права. Поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой ( попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то просил суд признать бездействие администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не предоставлении жилого помещения Ульшину В.Н. по договору социального найма, незаконным и обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области предоставить Ульшину В.Н. жилое помещение по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Панарина Т.А. и представитель истица Кочмарев Ю.Л. от заявленных исковых требований в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, отказались и просили производство по делу в этой части прекратить. В остальной части исковые требования поддержали в полном объёме.
Определением Тербунского районного суда Липецкой области от 30.09.2010 года производство по делу в части признания бездействия администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не предоставлении жилого помещения по договору социального найма, незаконным, прекращено.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Панарина Т.А. и представитель Кочмарёв Ю.Л. заявили письменное ходатайство о привлечении третьего лица - администрации Липецкой области к участию в деле в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу.
Определением Тербунского районного суда Липецкой области от 21.12. 2010 года администрация Липецкой области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Панарина Т.А., истец Ульшин В.Н., а также его представитель по доверенности от 28.07.2010 года № 837 уточнили исковые требования и просили суд: обязать соответчика администрацию Липецкой области выделить администрации Тербунского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение Ульшину В.Н. благоустроенного жилого помещения; обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области приобрести и предоставить за счёт средств областного бюджета Ульшину В.Н. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Истец Ульшин В.Н. суду пояснил, что его родители согласно решениям суда были лишены родительских прав и он остался без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года, находится под опекой ФИО11., зарегистрирован в <адрес>, но закрепленного за ним жилья, а также жилья на праве собственности не имеет, хотя с 2007 года постановлен на очередь как нуждающийся во внеочередном получении жилого помещения. В настоящее время он вынужден проживать без регистрации в <адрес>, где находятся его родственники. Он снимает квартиру, работает по найму. Отсутствие собственного жилья по месту его регистрации препятствует устроиться на постоянную работ, жить и работать в Тербунском районе<данные изъяты>.
Представитель ответчика администрации Тербунского муниципального района Липецкой области Гулевский В.В., выступающий по доверенности № 6 от 19 января 2011 года, против исковых требований не возражал, объяснил, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года №354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» при предоставлении таким детям жилых помещений необходимо учитывать дату и время подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Истец, как сирота, поставлен на учет на получение жилья распоряжением главы администрации <данные изъяты> сельсовета Тербунского района Липецкой области № 3 от 17.105.2007 года. В книге учета Ульшин В.Н. имеет порядковый номер - 11. Всего на очередь на получение жилья постановлено более 20 человек. После перерегистрации список очередников будет увеличен. На 2011 год администрации Тербунского муниципального района из средств областного бюджета было выделено 750 000 рублей на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, но этих средств явно недостаточно, так как средняя рыночная стоимость одного квадратного метра в с. Тербуны составляет 22 000 рублей. Имеется возможность предоставить жилое помещение по месту постановки истца на учёт, то есть на территории Тербунского Второго сельского поселения, однако данное жильё не соответствует требованиям, которые необходимы для проживания в нём. Если администрация Липецкой области выделит необходимые денежные средства исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение благоустроенного жилья, то администрация Тербунского муниципального района предоставит истцу жилое помещение на состав 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма.
Представитель соответчика - администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Причина неявки суду неизвестна.
Суд, выслушав помощника прокурора Панарину Т.А., истца Ульшина В.Н. и его представителя Кочмарева Ю.Л., представителя ответчика Гулевского В.В., исследовав материалы дела, считает уточнённые исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Ульшина В.Н., обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Тербунского муниципального района возложены на администрацию Тербунского муниципального района.
Истец Ульшин В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимися в материалах дела решениями <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО7 родительских прав и решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО8 родительских прав в отношении Ульшина В.Н., (л.д.8-11).
Согласно постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Ульшин В.Н. был определен в детское сиротское учреждение ( л.д. 145).
Постановлением главы администрации Тербунского района Липецкой области № 91 от 21.03.2000 года ФИО11. назначен опекуном несовершеннолетнего Ульшина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в <адрес> (л.д.144).
Из представленных материалов дела следует, что закреплённого жилья, а также жилья на праве личной собственности истец Ульшин В.Н. не имеет (л.д.64-65), он зарегистрирован в <адрес>.
По распоряжению главы администрации <данные изъяты> сельсовета Тербунского района Липецкой области № 3 от 17.05.2007 года Ульшин В.Н. поставлен на учёт на получение внеочередного жилья (л.д.6).
Согласно книге учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в жилых помещениях Ульшин В.Н. включен в список на предоставление жилого помещения 17.05.2007 года за № 11 ( л.д. 78-81).
Согласно справке № 182 от 19.01.2011 года, выданной администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, Ульшин В.Н. закрепленного жилья не имеет (л.д. 143).
Из сообщения ГО (ОУ) НПО Профессиональное училище № 4 с. Тербуны № 820 от 21.12.2010 года следует, что Ульшин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в училище № 4 в группе № 10 по профессии «Сварщик» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.149).
Согласно информационному письму № 64 от 19.01.2011 года отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес>, выполняющего функции органа опеки и попечительства, Ульшин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на территории <адрес> закреплённого жилья не имеет.
В материалах дела имеется сведения из военного комиссариата Липецкой области отдела по Тербунскому от 19.01.2011 года за № 35, о том, что истец военную службу по призыву в ВС РФ не проходил.
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Таким образом, судом установлено, что истец Ульшин В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находился под опекой, по месту регистрации в <адрес> и по месту фактического проживания на территории <адрес> закреплённого жилья, а также жилья на праве личной собственности не имеет, он окончил обучение в образовательном учреждении ГО (ОУ) НПО Профессиональное училище № 4 с. Тербуны ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проживает в съёмной квартире.
Ссылка ответчика в отзыве на исковое заявление на недостаточное финансирование из средств областного бюджета и отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете на приобретение жилья, а также наличие свободного жилья, не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленного им требования, поскольку это нарушает право истца на получение жилья во внеочередном порядке, предусмотренного законом.
Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а, следовательно, все вышеприведённые доводы ответчика не основаны на законе.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.
Поскольку, в соответствии со ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Тербунского района за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели.
Следовательно, жилое помещение истцу Ульшину В.Н. должно быть предоставлено на состав семьи - 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Соответчик по делу, администрация Липецкой области должна выделить администрации Тербунского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение Ульшину В. Н. благоустроенного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах Ульшина В.Н. к администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Тербунского муниципального района Липецкой области приобрести и предоставить за счёт средств областного бюджета Ульшину В.Н. на состав семьи - 1 человек, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.
Обязать администрацию Липецкой области выделить администрации Тербунского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение Ульшину В.Н. благоустроенного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011 года.
Председательствующий /подпись/ Кирина Г.В.