о признании права на льготную пенсию, о назначении и выплате досрочной пенсии по старости



Гражданское дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего федерального судьи Сенюковой Л. И.,

при секретаре Петросян Е. С.,

с участием истца Чертова А.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Воловском районе Липецкой области Аносовой Т. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Волово

дело по исковому заявлению Чертова А.Н. к Государственному учреждению Управления Пенсионного Фонда РФ в Воловском районе Липецкой области о признании права на льготную пенсию, о назначении и выплате досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Чертов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Воловском районе о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении в специальный стаж периода службы в армии с 29.10.1978 г. по 17.11.1981 г., понуждении ответчика назначить ему пенсию с момента обращения в ГУ УПФР в Воловском районе с заявлением о назначении ему досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 17.11.2010 г., указывая на то, что в период с 29.10.1978 г. по 17.11.1981г., он проходил службу в армии. Его педагогический стаж стал исчисляться с 28.11.1988 г. и составляет на момент обращения в ГУ УПФРФ в Воловском районе 21 год 11 месяцев 13 дней. В период прохождения им службы в армии применялись Списки учреждений и должностей, утверждённые Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п.п. «г» 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В данном постановлении нет оговорки, что до службы в армии необходимо было иметь педагогический стаж. В соответствии с главой 9 письма Минобразования и науки РФ №АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №96 от 26.10.2004 г. «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в стаж педагогической работы засчитывается время работы в других учреждениях и организациях, служба в Вооруженных Силах СССР и РФ…». Согласно Приложения 2 к Рекомендациям педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений: время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы». Исходя из этого период службы его в рядах Советской Армии с 29.10.1978 г. по 17.11.1981 г. подлежит включению в его педагогический стаж.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права».

Истец считает, что с учетом Постановления Конституционного суда РФ №2-П оценка его пенсионных прав должна производиться на основании Постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. №1397 независимо от времени обращения за назначением пенсии.

В соответствии с п. 2 ст.55 Конституции РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

17.11.2010 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – более 25 лет в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г.. Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №291 от 26.11.2010 г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему было отказано, в связи с тем, что засчитать в его педагогический стаж время службы в СА по Постановлению №1397 от 17.12.1959 г. нет возможности, так как на момент отмены данного постановления, 01.10.1993 г., не соблюдено основное условие, изложенное в данном Постановлении – не выработано 2/3 педагогического стажа – 16 лет 8 месяцев, он считает незаконно по вышеизложенным основаниям. Кроме того, п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке установленном законодательством РФ. Все законы не имеют обратной силы.

Ответчиком существенно нарушены его гарантированные Конституцией РФ пенсионные и социальные права.

В результате неправомерных действий ответчика он оказался лишённым материальных благ, на которые законно рассчитывал.

Представитель ответчика – ГУ УПФРФ в Воловском районе Липецкой области по доверенности Аносова Т. В. исковые требования не признала, указывая на то, что истец Чертов А.Н. основывает свои исковые требования на Постановлении №1397 от 17.12.1959 г., которое было отменено 1.10.1993 года. Согласно данному Постановлению истцом должно быть отработано 16 лет 8 месяцев по специальности, которая дает право на назначение досрочно пенсии по старости, не менее 2/3 педагогического стажа на момент отмены данного Постановления, однако данное условие истцом не соблюдено.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В силу с п./п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., вступившего в законную силу с 1 января 2002 года, в редакции от 28.04.2009 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно, п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что фактическая продолжительность педагогического стажа Чертова А.Н. на 17 ноября 2010 года составляет 21 год 11 месяцев 13 дней.

Данное обстоятельство подтверждается также копией вкладыша в трудовую книжку <данные изъяты> №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя Чертова А.Н., справками выданными МОУ ООШ д. Семёновка, МОУ СОШ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Решением комиссии ГУ УПФ РФ в Воловском районе Липецкой области № от 26.11.2010 г. Чертову А.Н. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, в соответствии с порядком подсчета стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.19 №173-ФЗ от 17.12.2001 г., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Согласно представленных документов педагогический стаж Чертова А.Н. составляет 21 год 11 месяцев 13 дней. Засчитать в педагогический стаж время службы в СА по Постановлению №1397 от 17.12.1959 г. нет возможности, так как на момент отмены данного Постановления (01.10.1993 г.) не соблюдено основное условие, изложенное в данном Постановлении – не отработано 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев).

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и действовавшего до 22.09.1993 года, было предусмотрено, что служба в Советской армии, засчитывается в стаж работы по специальности.

Судом установлено, что Чертов А.Н. с 29.10.1978 г. по 16.11.1981 г. служил по призыву в составе Вооруженных сил СССР.

Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки Чертова А.Н., заполненной ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой 14.10.1978 г. он был уволен с работы в связи с призывом в ряды СА, военным билетом <данные изъяты> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года и Определении от 05 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Эта позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации и в Постановлении от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан». Так, в пункте 3.3 Постановления указано, что норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Поскольку истец, проходя службу в армии, по действовавшему в период до 01.10.1993 г. законодательству приобрел право включения спорного периода до 01.10.1993 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Из материалов дела усматривается, что стаж работы истца на должностях, бесспорно дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составил 21 год 11 месяцев 13 дней, поэтому на день обращения Чертов А.Н. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсии.

Несостоятельна ссылка ответчика на тот факт, что по состоянию на 01.10.1993 г. истец не выработал 2/3 специального стажа, поскольку она основана на неверном толковании норм закона.

Из содержания и смысла п. 4 Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 следует, что работа засчитывается в специальный педагогический стаж при условии, если на дату назначения пенсии (обращения за ней) не менее 16 лет и 8 месяцев из 25 лет приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Из материалов дела усматривается, что стаж работы истца на должностях, бесспорно дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, составил 21 год 11 месяцев 13 дней, поэтому на день обращения Чертова А.Н. за досрочной трудовой пенсией более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу, которая и ранее действующим, и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе, дающей право на досрочную трудовую пенсии.

Иное толкование данной нормы противоречило бы конституционному смыслу закона.

С учетом данного обстоятельства, и исходя из вышеприведенной правовой позиции, Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что период службы Чертова А.Н. в армии с 29.10.1978 г. по 16.11.1981 г., подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В силу п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно абз.1, абз.2 п. 15 настоящих Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Закона от 17.12.2001 г. и ст. 23 Закона от 15.12.2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами.

Следовательно, ГУ УПФ РФ в Воловском районе Чертову А.Н. необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением со всеми необходимыми документами за назначением указанной пенсии - 17 ноября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Чертовым А.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Воловском районе Липецкой области включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии Чертову А. Н. период службы в армии с 29.10.1978 г. по 16.11.1981 г., назначить Чертову А.Н. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 17.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Сенюкова Л. И.

Мотивированное решение изготовлено

24 января 2011 года.