О признании бездействий незаконными




Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе судьи - Селищевой А.П.,

При секретаре - Ениной О.А.,

с участием истца - пом. прокурора Тербунской районной прокуратуры - Панариной Т.А., ответчика - Ульшина В.А., представителей по доверенности- Бельских Д.А., Образцовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Второй Тербунский сельсовет, ООО «Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области,

о признании незаконными бездействий, выразившихся в не обеспечении зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Второй Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района, администрации Тербунского района Липецкой области о признании незаконным бездействия выразившегося в не обеспечении зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, указывая, что прокуратурой района совместно с ТОУ «Роспотребнадзора» по Липецкой области в Задонском районе ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при обеспечении населения питьевой водой. Проверкой установлено, что администрация сельского поселения Тербунский Второй сельский совет является балансодержателем артезианских скважин на территории муниципального образования Второй Тербунский сельсовет согласно акта приема-передачи сооружений - объектов водопроводного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.

Водоснабжение населения сельского поселения Второй Тербунский сельсовет осуществляется за счет эксплуатации 13 артезианских скважин.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Федеральным законом от 06 октября 2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 ст. 14), к вопросам значения поселения отнесены полномочия по организации в границах поселения электро, газо, и водоснабжения населения, водоотведения.

Проверкой проведенной прокуратурой района совместно со специалистом - экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском районе на территории Тербунского района был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет артезианских скважин:

1. В с. 2-е Тербуны из 6 скважин имеет ограждение Зон Санитарной Охраны 1 пояса только 1 скважина (<данные изъяты>), ограждение выполнено с нарушением требований СаНПиН 2.04.02-84 «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения» - деревянным брусом, тогда как согласно п. 14.4 СаНПиН 2.04.02-84 требуется глухое ограждение высотой 2,5 метра, следовательно не соответствует требованиям п.п. 2.2.1.1, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

2.Артезианская скважина, расположенная в <адрес> не соответствует требованиям п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», так как оголовок скважины размещается в подземной шахте, на 0,5 метра от поверхности пола не выведен, необходим ремонт шахты, герметизация оголовка не соблюдается.

3. Подземные шахты скважин (2 скважины: 1 действующая, 1 резервная), где размещаются оголовки скважин, расположенные около <данные изъяты> с. 2-е Тербуны, негерметичны и не могут обеспечить защиту источников водоснабжения от попадания в них поверхностных (талых) вод, атмосферных осадков, отсутствуют люки, что является нарушением п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»

4. Нарушена целостность ограждения ЗСО артезианской скважины, расположенной около школы с. Бурдино, в подземном павильоне, где расположен оголовок скважины обнаружена течь из - за попадания атмосферных осадков, так же не герметичности бетонного сооружения павильона - нарушение п. 3.2,1.4 СанПиН 2.1.4,1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов».

5.Водопроводные сооружения не обеспечены охраной, не оборудованы дорожки с твердым покрытием к водопроводным сооружениям - нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов».

Бездействие администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет, выразившееся в не организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья населения поселения, поскольку попадание посторонних веществ в источники водоснабжения может привести к массовому отравлению людей.

Просил признать бездействие администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района по не организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения назначения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным; обязать администрацию сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района:

установить ограждение ЗСО артезианских скважин, расположенных на территории сельского поселения Тербунский Второй сельсовет;

провести ремонт подземных шахт скважин, расположенных в районе <адрес> на предмет их соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к герметичности данных сооружений;

-установить на артезианских скважинах в районе <данные изъяты> с. Вторые Тербуны люки;

-обеспечить водопроводные объекты муниципального образования сельское поселение Тербунский Второй сельсовет дорожками с твердым покрытием.

ДД.ММ.ГГГГ определением Тербунского районного суда к участию в деле привлечены: в качестве соответчика ООО «Жилкомсервис» Тербунского района Липецкой области; Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца; администрация Тербунского муниципального района Липецкой области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Тербунской районной прокуратуры Панарина Т.А. поддержала исковые требования по вышеуказанным основаниям.

Ответчик глава администрации сельского поселения Второй Тербунский сельсовет -Ульшин В.А., признал частично требования прокурора, пояснил, что выполнение работ по оборудованию артезианских скважин в соответствии с санитарными нормами не проведено в виду отсутствия денежных средств. В настоящее время ими проведены расчёты стоимости выполнения работ, и направлено ходатайство в администрацию Липецкой области о выделении необходимых денежных средств из бюджета области. Требования прокурора о признании незаконным бездействий администрации, считает необоснованным, поскольку оборудование зон санитарной охраны скважин не производилось в виду отсутствия денежных средств.

Представитель третьего лица ТОУ «Роспотребнадзор» по Липецкой области в Задонском, Воловском, Хлевенском, Тербунском районах в судебное заседание не явился, просила дело рассмотреть в её отсутствие, в своем письменном заявлении исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

Представитель соответчика ООО «Жилкомсервис» по доверенности - Образцова Л.И., в судебном заседании заявила, что на артезианской скважине, расположенной в <данные изъяты> с. 2-Тербуны частично проведен ремонт павильона: отремонтированы стены, обеспечена герметичность скважины путем замены оголовка с уплотняющей резиной; действующая и резервная скважины с. 2-Тербуны (<данные изъяты>) обеспечены герметичными люками, павильоны забетонированы, попадание талых вод исключено. Выполнение других работ по устранению нарушений санитарных норм, обязанность сельской администрации.

Выслушав стороны, выслушав свидетеля, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Администрация сельского поселения Второй Тербунский сельский совет является балансодержателем артезианских скважин на территории муниципального образования Второй Тербунский сельсовет согласно акта приема-передачи сооружений - объектов водопроводного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.

Водоснабжение населения сельского поселения Второй Тербунский сельсовет осуществляется за счет эксплуатации 13 артезианских скважин.

Федеральным законом от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам значения поселения отнесены полномочия по организации в границах поселения электро, газо, и водоснабжения населения, водоотведения. (п.4 ст. 14).

В соответствии со ст.12 п.3,4 Устава сельского поселения Второй Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также организация в границах сельского поселения электро, тепло и водоснабжением населения, отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проверкой проведенной прокуратурой района совместно со специалистом - экспертом ТОУ «Роспотребнадзор» по Липецкой области, на территории Тербунского района, был выявлен ряд нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации администрацией сельского поселения Тербунский Второй сельсовет артезианских скважин:

1. В с. 2-е Тербуны из 6 скважин имеет ограждение Зон Санитарной Охраны 1 пояса только 1 скважина (<данные изъяты>), ограждение выполнено с нарушением требований СаНПиН 2.04.02-84 «Водоснабжение, Наружные сети и сооружения» - деревянным брусом, тогда как согласно п. 14.4 СаНПиН 2.04.02-84 требуется глухое ограждение высотой 2,5 метра, следовательно не соответствует требованиям п.п. 2.2.1.1, 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

2.Артезианская скважина, расположенная в <данные изъяты> с. 2-е Тербуны не соответствует требованиям п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», так как оголовок скважины размещается в подземной шахте, на 0,5 метра от поверхности пола не выведен, необходим ремонт шахты, герметизация оголовка не соблюдается.

3. Подземные шахты скважин ( 1 действующая, 1 резервная), расположенные около <данные изъяты> с. 2-е Тербуны, оголовки скважин, негерметичны и не могут обеспечить защиту источников водоснабжения от попадания в них поверхностных (талых) вод, атмосферных осадков, отсутствуют люки, что является нарушением п. 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»

4. Нарушена целостность ограждения ЗСО артезианской скважины, расположенной около школы <адрес>, в подземном павильоне, где расположен оголовок скважины, обнаружена течь из-за попадания атмосферных осадков, так же не герметичности бетонного сооружения павильона - нарушение п. 3.2,1.4 СанПиН 2.1.4,1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов».

5.Водопроводные сооружения не обеспечены охраной, не оборудованы дорожки с твердым покрытием к водопроводным сооружениям - нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов».

Указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, создают угрозу для жизни и здоровья населения сельского поселения, поскольку попадание посторонних веществ в источники водоснабжения может привести к массовому отравлению людей.

Довод представителя ответчика о том, что у сельской администрации отсутствуют денежные средства, необходимые для выполнения работ по обеспечению охранных зон артезианских скважин, суд находит несостоятельным.

Довод ответчика Ульшина В.А. о том, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-53), полномочия по организации водоснабжения населения и водоотведения, объекты водопроводного хозяйства и водоотведения переданы администрации Тербунского муниципального района, которая в свою очередь посредством аукциона заключала договоры аренды на передачу в аренду объектов водопроводного хозяйства в ООО «Жилкомсервис» (л.д.67-70), суд считает несостоятельным, поскольку истёк срок действия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, который был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Другого соглашения суду не представлено, и стороны в судебном заседании подтвердили, что оно не было заключено.

Довод представителя администрации Тербунского района, о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с иском по такой категории дел, поскольку прокурор не вправе подменять иные государственные органы и должностных лиц которые уполномочены осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, суд признаёт не основанным на законе.

Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и свобод человека и гражданина, неопределённого круга граждан, предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».

С учётом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В судебном заседании соответчиком представлены акты о выполнении работ по устранению части нарушений, а именно проведены ремонт оголовок и подземных шахт артезианских скважин расположенных в д.<адрес>, и в <адрес> с.2-е Тербуны Тербунского района Липецкой области, - обеспечена защита источников водоснабжения от попадания в них поверхностных (талых) вод, атмосферных осадков (акт от ДД.ММ.ГГГГ). Суд, принимая во внимание, что указанные работы выполнены после обращения прокурора в суд, считает, что в этой части решение суда не подлежит исполнению.

В силу ст. 333. 35 п.1 п/п 4 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Второй Тербунский сельсовет Тербунского района Липецкой области в не обеспечении зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территории сельского поселения.

Обязать администрацию сельского поселения Второй Тербунский сельсовет Тербунского района Липецкой области, оборудовать ограждение зон санитарной охраны 1 пояса, оборудовать дорожки с твёрдым покрытием артезианских скважин расположенных на территории сельского поселения в соответствии с п.3.2.1.1 Сан ПиН 2.1.4, 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Обязать провести ремонт оголовок и подземных шахт артезианских скважин расположенных в <адрес>, и в <адрес> с.2-е Тербуны Тербунского района Липецкой области

Решение в этой части не исполнять в связи с добровольным исполнением.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение не вступило в силу.

Судья А.П. Селищева.