Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 апреля 2011 года Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего-судьи Поддымова А.В., при секретаре Гольцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Тербуны Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Малоборковское» об обязании подтвердить отнесение отходов к классу опасности и составлении паспортов отходов, у с т а н о в и л : Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском с учетом заявления об уточнении исковых требований к ООО «Малоборковское» об обязании подтвердить отнесение отходов к классу опасности и составлении паспортов отходов. В обоснование своих требований указывает, что в процессе осуществления розничной торговли продуктами питания в магазине «Радуга», принадлежащего ООО «Малоборковское», образуются отходы 4 класса опасности - потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). Однако паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, ООО «Малоборковское» не составлены. ООО «Малоборковское» обязано подтвердить отнесение указанных отходов к конкретному классу опасности, а также, в случае подтверждения отнесения их именно к отходам 4 класса опасности, составить на них паспорта. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в том числе находящихся на территории Тербунского района Липецкой области. В судебное заседание представители истца Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, третьих лиц Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, Управления Росприроднадзора по Липецкой области, своевременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Бадулина А.К. поступило ходатайство, в котором иск поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, третьих лиц. В судебном заседании представитель ответчика директор ООО «Малоборковское» Пузанов Г.В. исковые требования признал в полном объеме. Председательствующим ему разъяснено содержание статей 39,173,198 ГПК РФ. Последствия признания иска ему ясны и понятны. Выслушав представителя ответчика директора ООО «Малоборковское» Пузанова Г.В., исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В силу п.п.2,3,4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. Приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утв. Приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, различаются, в частности, следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (353 301 00 13 01 1), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 9120040001004). При этом, исходя из примечания Федерального классификатора каталога отходов, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, тринадцатая цифра которого используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1-й класс опасности, 2 - 11-й класс опасности, 3-111-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности). Приложением "Дополнения к федеральному классификационному каталогу отходов" Письма Ростехнадзора от 02.02.2010 г. №00-07-12/308 "О паспортизации опасных отходов" выделяется такой вид отходов как смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующему 4-му классу опасности (код отхода 912 001 02 01 01 4). Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», который предназначен, в частности, и для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы. В силу п. 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 указанного Порядка, паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Деятельность по паспортизации опасных отходов включает: -подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; -рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; -оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу; -согласование паспортов опасных отходов. Исходя из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с 28.10.2010 г. ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (на территории Липецкой области - Управление Росприроднадзора по Липецкой области). В преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В судебном заседании установлено, что ООО «Малоборковское» осуществляет свою хозяйственную деятельность в Тербунском районе Липецкой области. В процессе осуществления розничной торговли продуктами питания в магазине «Радуга», принадлежащего ООО «Малоборковское», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, образуются отходы 4 класса опасности - потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории) (код отхода - 9120000001004), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода - 9120040001004), то есть 4 класс опасности. Изложенное подтверждается актом проверки Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 14.02.2011 г., протоколом об административном правонарушении № 132 от 14.02.2011 г., постановлением о назначении административного наказания № 146 от 28.02.2011 г., пояснением Пузанова Г.В. от 11.02.2011 г., предписанием по устранению нарушений природоохранного законодательства от 14.02.2011 г.. Из запроса истца и ответа на него руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области следует, что ответчик не обращался в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с целью получения свидетельства о классе опасности для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Тербунского района Липецкой области, так как отсутствие паспортов опасных отходов не позволяет определить степень влияния общества на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Как указано выше, представитель ответчика директор ООО «Малоборковское» Пузанов Г.В. признал иск в полном объеме. В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Председательствующим в судебном заседании представителю ответчика директору ООО «Малоборковское» Пузанову Г.В. содержание ст.ст.39,173,198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска разъяснены, что удостоверено его подписью в протоколе судебного заседания. При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права суд принимает по данному делу признание иска представителем ответчика, его адресованное суду безусловное согласие с материально-правовыми требованиями истца, выраженное в установленной процессуальным законом форме, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов иных лиц, данное признание выражено в письменной форме, соответствует волеизъявлению ответчика. При таких обстоятельствах с учетом изложенных норм права суд приходит к выводу, что исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Рассматривая вопрос об определении срока исполнения решения суда, суд учитывает, что ООО «Малоборковское» 04.04.2011 г. заключен договор с ИП Ульшиным Г.Н.. В соответствии с условиями данного договора ответчик поручил, а ИП Ульшин Г.Н. принял на себя обязательство разработать и утвердить паспорта опасных отходов и получить свидетельства опасных отходов в течение 90 календарных дней. Учитывая обстоятельства по делу, время, необходимое для оформления паспортов опасных отходов, суд полагает возможным по просьбе представителя ответчика определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать общество с ограниченной ответственностью «Малоборковское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ подтвердить отнесение отходов (отходов потребления на производстве, подобные коммунальным (смет с территории), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) к конкретному классу опасности и составить паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: А.В. Поддымов