О признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков



Дело №.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2011 года с. Долгоруково

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Поддымова А.В.,

при секретаре Бачуриной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруковского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков, указывая, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Долгоруковского района по соблюдению законодательства о безопасности дорожно-уличной сети, технических средств организации дорожного движения в местах расположения школ и детских дошкольных учреждений района, установлено, что проезжая часть вблизи муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес>, проходящей по <адрес>ёжной <адрес>, не оборудована дорожным знаком 1.23 «Дети». Органом местного самоуправления не принимается действенных, эффективных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений. Ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда здоровью обучающимся, их родителям, учителям, а также другим гражданам, бездействие администрации сельского поселения Свишенский сельсовет <адрес> в части содержания дорог, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по ним в границах населённого пункта поселения.

В судебном заседании заместитель прокурора Долгоруковского района Савенков С.Н. заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика глава сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Дёшин В.И. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что проезжая часть вблизи МДОУ детский сад <адрес>ёжной <адрес> не оборудована дорожным знаком 1.23 «Дети», обязался в течение трех месяцев с даты вынесения судом решения устранить допущенные нарушения, а именно - установить вблизи <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети».

Председательствующий в предварительном судебном заседании разъяснил представителю ответчика главе сельского поселения Свишенский сельсовет Долгоруковского муниципального района <адрес> Дёшину В.И. содержание ст.ст.39,173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска. После чего Дёшин В.И. пояснил, что ему ясны и понятны положения указанных статей ГПК РФ. Это отражено и удостоверено подписями представителя ответчика главы сельского поселения Свишенский сельсовет Дёшина В.И. в его заявлении и в протоколе судебного заседания.

Суд, с учетом мнения представителя прокуратуры Долгоруковского района, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения.

Выслушав мнение заместителя прокурора Долгоруковского района Савенкова С.Н., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Долгоруковского района обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» основной целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ (включая право на жизнь и охрану здоровья), недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере.

Из содержания п.п.1,3 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Согласно ч.4 ст.6 Закона во взаимосвязи со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Устава сельского поселения Верхнеломовецкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полно­мочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорож­ной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строи­тельству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также по их содержанию. К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные огражде­ния, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.

Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах) установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (далее ГОСТ Р 52289-2004).

Согласно п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми вне зависимости от наличия пешеходных переходов. Повторный знак 1.23 устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.

В соответствии с п.1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - ПДД), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 на участке дороги, вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, должны быть установлены дорожные знаки 1.23. «Дети».

В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Долгоруковского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере данного законодательства, правомерно обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что согласно предписанию начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ главе сельского поселения Свишенский сельсовет указано в срок до ДД.ММ.ГГГГ проверить наличие дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», а в случае их отсутствия или порчи - принять меры по их восстановлению.

Согласно информации начальника ОГИБДД ОВД по <адрес>. На данной улице дорожный знак 1.23 «Дети» отсутствует.

Из изложенного следует, что администрация сельского поселения не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в иске прокурора.

Как указано выше, представитель ответчика глава сельской администрации признал иск в полном объеме.

В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Председательствующим в судебном заседании представителю ответчика содержание ст.ст.39,173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска разъяснены, что удостоверено подписью в его письменном заявлении, в протоколе предварительного судебного заседания.

По данному делу суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Долгоруковского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Свишенский сельсовет незаконным и обязании устранить имеющиеся нарушения подлежат удовлетворению.

Поскольку в материалах дела данных о том, что в настоящее время нарушения устранены, нет, учитывая погодные условия, а также то, что для изготовления знаков и их установки требуется время и денежные средства, суд считает возможным установить срок для исправления недостатков до 05.08.2011 г..

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на проезжей части вблизи муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес>, проходящей по <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить вблизи муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с законом.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Председательствующий: А.В. Поддымов