Дело №.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего-судьи Поддымова А.В.,
при секретаре Бачуриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Тербуны Липецкой области гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Данока» об обязании подтвердить отнесение отходов к классу опасности и составлении паспортов отходов,
у с т а н о в и л :
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском с учетом заявления об уточнении исковых требований к ООО «Данока» об обязании подтвердить отнесение отходов к классу опасности и составлении паспорта отходов.
В обоснование своих требований указывает, что в процессе осуществления розничной торговли продовольственными товарами по адресу: <адрес> образуются отходы, в том числе 1 класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода - 3533010013011). Однако паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, ООО «Данока» не составлены. ООО «Данока» обязано подтвердить отнесение указанных отходов к конкретному классу опасности, а также, в случае подтверждения отнесения их именно к отходам 1 класса опасности, составить на них паспорта. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в том числе находящихся на территории <адрес>.
В судебное заседание представители истца Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, третьих лиц Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, Управления Росприроднадзора по Липецкой области, своевременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, от Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Бадулина А.К. поступило ходатайство, в котором иск поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Поскольку в состязательном процессе его участники сами определяют объем личного участия в защите своих прав, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца, третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика директор ООО «Данока» Филатова Н.И., возражая против иска, пояснила, что ртутьсодержащие лампы вместе с плафоном были демонтированы, и она их установила в личном гараже возле дома. В настоящее время в павильоне ООО «Данока» освещение производится лампочками электрического накаливания.
Выслушав представителя ответчика директора ООО «Данока» Филатову Н.И., исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п.п.2,3,4 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.
Приказом МПР РФ от 15.06.2001 г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.
Согласно Федеральному классификатору каталога отходов, утв. Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 786, различаются, в частности, следующие отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (353 301 00 13 01 1), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 9120040001004). При этом, исходя из примечания Федерального классификатора каталога отходов, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, тринадцатая цифра которого используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1-й класс опасности, 2 - 11-й класс опасности, 3-111-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности).
Приложением "Дополнения к федеральному классификационному каталогу отходов" Письма Ростехнадзора от 02.02.2010 г. №00-07-12/308 "О паспортизации опасных отходов" выделяется такой вид отходов как смет с территории организаций, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующему 4-му классу опасности (код отхода 912 001 02 01 01 4).
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», который предназначен, в частности, и для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В силу п. 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 указанного Порядка, паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:
-подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
-рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
-оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу;
-согласование паспортов опасных отходов.
Исходя из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с ДД.ММ.ГГГГ ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (на территории <адрес> - Управление Росприроднадзора по <адрес>).
В преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В судебном заседании установлено, что ООО «Данока» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами по адресу: <адрес>.
Изложенное подтверждается актом проверки юридического лица Управления экологии и природных ресурсов <адрес> №-А от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в акте проверки юридического лица №143-А от 16.02.2011 г. указано, что у ООО «Данока» в результате осуществления хозяйственной деятельности образуются отходы: упаковочные картонные коробки (код отхода - 9120110001005), т.е. 5 класс опасности; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода - 3533010013011), т.е. 1 класс опасности.
Из запроса истца и ответа на него руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области следует, что ответчик не обращался в Управление Росприроднадзора по Липецкой области с целью получения свидетельства о классе опасности для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов.
Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <адрес>, так как отсутствие паспортов опасных отходов не позволяет определить степень влияния общества на окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Оценив упомянутые доказательства с учетом изложенных норм законодательства, суд находит, что истец правомерно предъявил вышеуказанные исковые требования к ответчику.
Из справки главы администрации сельского поселения Большебоевский сельсовет Долгоруковского района Поршнева Э.Д. от 28.04.2011 г. следует, что во время обследования павильона ООО «Данока» выявлено, что освещение производится лампочками электрического накаливания. Ртутьсодержащие лампы отсутствуют.
Из объяснений представителя ответчика директора ООО «Данока» Филатовой Н.И. следует, что ртутьсодержащие лампы вместе с плафоном были демонтированы, и она их в настоящее время использует как гражданин для удовлетворения личных потребностей.
Поскольку в настоящее время в процессе осуществления хозяйственной деятельности у ООО «Данока» отходы 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) не образуются, постольку у суда законных оснований для возложения указанных обязанностей на ответчика не имеется. Нельзя возложить на ООО «Данока» выполнить вышеперечисленные обязанности в отношении отхода, которого у него больше нет.
Таким образом, до рассмотрения спора по существу ответчик удовлетворил заявленные истцом требования, исключив образование в процессе своей деятельности указанного отхода.
В связи с чем, суд считает, что поскольку на момент предъявления требований, нарушение прав истца имело место, но на момент вынесения решения указанные выше требования были ответчиком удовлетворены, суд, удовлетворив иск, не должен его приводить в исполнение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Данока» подтвердить отнесение отходов (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) к конкретному классу опасности и составить паспорт, подтверждающий класс опасности на указанные виды отходов.
Решение суда в исполнение не приводить.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.В. Поддымов