по исковому заявлению Липецкого межрайоного природохранного прокурора к ООО ` агрофирма Настюша-Волово` об исполнении обязанности в натуре



Гражданское дело № «А» /2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года с.Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Шелуха Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО Агрофирма «Настюша – Волово» об исполнении обязанности в натуре,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Агрофирма Настюша – Волово» о возложении обязанности подтвердить отнесение опасных отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятия, к конкретному классу опасности, указывая, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в результате осуществляемой Обществом хозяйственной деятельности в <адрес> образуются отходы, в том числе 3 и 4 класса опасности, а именно: покрышки отработанные, масла дизельные отработанные, масла моторные отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), обтирочный материал, загрязненный маслами.

Однако, паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, у ответчика отсутствуют.

Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга, в том числе, работников предприятия и граждан, находящихся на территории <адрес>.

Представитель Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Согласно представленного в суд заявления прокурора А.К. Бадулина, просит дело рассмотреть в их отсутствие, в связи с занятостью оперативных работников, предъявленные исковые требования поддерживают в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – директор ООО Агрофирма «Настюша – Волово» Окунева А.А. предъявленные исковые требования признала в полном объеме. По делу пояснила, что действительно со стороны Общества имели место нарушения природоохранного законодательства, выявленные в ходе проверки. На предприятии имеются опасные отходы, однако паспорта на них не составлены. Общество осуществляет, в том числе, деятельность по <данные изъяты>. В настоящее время на предприятии <данные изъяты>

Представитель третьего лица – Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно представленного в суд заявления просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) -остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» определено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению.

Приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786)
различаются, в частности следующие отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 9120040001004), масла дизельные отработанные (код отхода – 5410020202033) масла моторные отработанные (код отхода - 5410020102033); покрышки отработанные (код отхода - 5750020213004), обтирочный материал, загрязненный маслами (код отхода – 5490270101034).

Исходя из примечания к ФККО, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, тринадцатая цифра которого используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - 1-й класс опасности, 2 11-й класс опасности, 3 - III-й класс опасности, 4 - IV-й класс опасности, 5 - V-й опасности).

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов закреплен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», который предназначен, в частности, и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы.

В силу п. 2.3, 2.4, 3.1.1, 3.5 указанного порядка, паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, _представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу;

- согласование паспортов опасных отходов.

Территориальные органы Ростехнадзора для паспортизации опасных отходов рассматривают следующие документы и материалы, представляемые (в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде) заявителями для видов отходов, зарегистрированных в Федеральном классификационном каталоге отходов:

- заявление о выдаче свидетельств(а) о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта(ов) опасного отхода, в котором указываются: перечень отходов, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, сведения о месте нахождения отдельной производственной территории (далее - заявление);

- материалы, указанные в пункте 2.5 настоящего Порядка;

- копию аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации, с привлечением которой определен компонентный состав отходов и выполнены исследования по отнесению отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- паспорт(а) опасного отхода.

Территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает рассмотрение материалов заявителя и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

Исходя из Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" с 28.10.2010г. ведение государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (на территории Липецкой области -Управление Росприроднадзора по Липецкой области).

Судом установлено, что ООО Агрофирма «Настюша – Волово» в том числе, осуществляет деятельность <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что в рамках проведенной Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области проверки соблюдения законодательства, требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Липецкой области установлено, что в процессе деятельности ООО «Агрофирма Настюша – Волово» образуются отходы, которые в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов являются опасными, <данные изъяты>

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства Общество не подтвердило отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, паспорта на указанные отходы у Общества отсутствуют.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу письменных доказательств: актом проверки Управления экологии и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №/А, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении <данные изъяты> ООО Агрофирма «Настюша – Волово» ФИО3 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.

Вышеуказанное постановление руководителем Общества в суде не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки директору ООО Агрофирма «Настюша – Волово» выдано предписание №-ПР о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подтверждение отнесения выявленных отходов к конкретному классу опасности и составление на них паспортов.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что со стороны ООО Агрофирма «Настюша – Волово» имеет место нарушение требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, что нарушает как права работников предприятия на безопасные условия труда, так и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в случае последующей утилизации отходов за пределами предприятия в нарушение установленного порядка.

Предъявленные Липецким межрайонным природоохранным прокурором требования сводятся к возложению на ответчика обязанности предоставить в Управление Росприроднадзора по Липецкой области информации, включающей сведения о происхождении, составе, свойствах, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, образующихся в результате деятельности Общества, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

С учетом изложенного, в силу вышеприведенных правовых норм суд находит исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ООО Агрофирма «Настюша – Волово» законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Ответчику были разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, ч.4 ст. 198 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Настюша – Волово» предоставить в Управление Росприроднадзора по Липецкой области информацию, включающую сведения о происхождении, составе, свойствах, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, образующихся в результате деятельности ООО «Агрофирма Настюша – Волово», технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. С целью проведения паспортизации опасных отходов.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.А. Рогачёва