О признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2011 года с. Долгоруково

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Сенюковой Л.И.,

при секретаре Бачуриной А.А.,

с участием истца помощника прокурора Долгоруковского района Липецкой области Карповой В. Е.,

представителя ответчика администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского района Липецкой области Неделина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке дорожных знаков, указывая на то, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Долгоруковского района по соблюдению законодательства о безопасности дорожно-уличной сети, технических средств организации дорожного движения в местах расположения школ и детских дошкольных учреждений района, установлено, что проезжая часть вблизи дошкольного образовательного учреждения МДОУ детский сад <адрес> не оборудована дорожным знаком 1.23 «Дети».

Ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда здоровью обучающимся, их родителям, учителям, а также другим гражданам, бездействие администрации сельского поселения в части содержания дорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по ним в границах населённого пункта поселения. Прокурор Долгоруковского района просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области по обеспечению безопасности дорожного движения на проезжей части вблизи образовательного учреждения МДОУ детский сад д. Екатериновка, проходящей по улице Центральная д. Екатериновка Долгоруковского района Липецкой области, незаконным и обязать администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского района Липецкой области установить вблизи образовательного учреждения: МДОУ детский сад д. Екатериновка, находящегося на <адрес> <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с существующими требованиями и стандартами.

В судебном заседании помощник прокурора Долгоруковского района Липецкой области Карпова В.Е. заявленные требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, при этом дополнила, что просит суд обязать ответчика установить вблизи образовательного учреждения: МДОУ детский сад д. Екатериновка, находящегося на <адрес> д. <адрес>, дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с существующими требованиями закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности зам. главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Неделин А.В. исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия по изготовлению, а в дальнейшем по установке дорожных знаков 1.23 «Дети» в соответствии с существующими требованиями и стандартами. Администрацией заключены договора на изготовление дорожных знаков и металлической опоры для знаков и произведена оплата за их изготовление. Дорожный знак 1.23 «Дети» вблизи образовательного учреждения: МДОУ детский сад д. Екатериновка, находящегося на ул. Центральная д. Екатериновка, администрацией будет установлен в соответствии с существующими требованиями закона в срок до 01 сентября 2011 года.

Представитель третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований ОГИБДД ОВД по Долгоруковскому району в судебное заседание не явился согласно телефонограммы в связи с производственной необходимостью, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика зам. главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Неделину А.В. содержание ст.ст.39,173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска. После чего представитель ответчика зам. главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Неделин А.В. пояснил, что ему ясны и понятны положения указанных статей ГПК РФ.

Суд, с учетом мнения представителя прокуратуры Долгоруковского района, представителя администрации сельского поселения счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГИБДД ОВД по Долгоруковскому району.

Выслушав мнение помощника прокурора Долгоруковской районной прокуратуры Карповой В.Е., объяснения представителя ответчика Неделина А.В. исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» основной целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ (включая право на жизнь и охрану здоровья), недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства в данной сфере.

Из содержания п.п.1,3 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам страны гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Согласно ч.4 ст.6 Закона во взаимосвязи со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований.

На основании п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Устава сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района <адрес> к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полно­мочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорож­ной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера­ции», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строи­тельству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также по их содержанию. К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные огражде­ния, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения.

Правила применения технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах) установлены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст) (далее ГОСТ Р 52289-2004).

Согласно п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» устанавливается перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми вне зависимости от наличия пешеходных переходов. Повторный знак 1.23 устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак устанавливают на расстоянии 90-100 метров, повторный - на расстоянии не более 50 метров от начала опасного участка.

В соответствии с п.1 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (далее - ПДД), предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги, вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей, должны быть установлены дорожные знаки 1.23. «Дети».

В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Долгоруковского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере данного законодательства, правомерно обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что согласно информации начальника ОГИБДД ОВД по Долгоруковскому району Липецкой области по состоянию на 20.12.2010 г. подъездной путь к детскому саду <адрес> осуществляется по <адрес>. На данной улице дорожные знаки 1.23 – «Дети» и 5.19.1, 5.19.2 – «Пешеходный переход» отсутствуют. Данная <адрес> сельской администрацией.

Как видно из информации начальника ОГИБДД ОВД по Долгоруковскому району Липецкой области по состоянию от 19.03.2011 г. ОГИБДД ОВД по Долгоруковскому району проведена проверка подъездных путей к детским садам, по установлению вблизи детских садов дорожных знаков 1.23 «Дети». При проведении обследования подъездных путей к детским садам было установлено, что детский садик д. Екатериновка Долгоруковского района расположен на ул, Центральная д.10, которая находится в ведении Долгоруковской сельской администрации, на момент проверки дорожные знаки 1.23 «Дети» отсутствуют.

Из указанного следует, что администрация сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области на момент подачи иска не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Как указано выше, представитель ответчика зам. главы администрации сельского поселения признал иск в полном объеме.

В силу ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Председательствующим в судебном заседании представителю ответчика содержание ст.ст.39,173, 198 ГПК РФ, правовые последствия признания иска разъяснены.

По данному делу суд принимает признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Долгоруковского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области незаконным подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию дорог муниципального значения, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить вблизи образовательного учреждения: МДОУ детский сад д. Екатериновка, находящегося на <адрес> д. <адрес> дорожный знак 1.23 «Дети» в соответствии с законом.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Председательствующий: Л.И. Сенюкова