по иску Скрябина А.И. к ГУ УПФР в Воловском районе о включении в страховой стаж для начисления пенсии по старости периодов работы в качестве главы КФХ



Дело <данные изъяты> 2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Волово 11 мая 2011 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Кириной Г.В.,

с участием истца Скрябина Александра Ивановича,

представителя ответчика Государственного Учреждения- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,

представителя третьего лица ОКУ «Воловский районный ЦЗН» ФИО3,

при секретаре Гольцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрябина Александра Ивановича к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы в качестве главы КФХ,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Тербунский районный суд с иском к ГУ УПФ РФ в <адрес> о включении в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы в качестве главы КФХ, указав, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в ОКУ «Воловский районный ЦЗН» в качестве безработного и получал пособие по безработице. Будучи безработным, имел право на пенсию по старости ранее 60 лет, при наличии 25 летнего страхового стажа работы. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ ему выданы сведения о трудовом стаже, который составил 18 лет 05 месяцев 05 дней. Полагал, что данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно трудовой книжке его общий трудовой стаж составляет 32 года 08 месяцев 21 день. ГУ УПФ РФ в <адрес> не законно не был включен в страховой стаж период его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виду неуплаты страховых взносов. Он не согласен с представленными сведениями, считает, что ответчиком неправильно применен закон, он приравнен к индивидуальным предпринимателям, тогда как его должность являлась выборной, с ним был заключен трудовой договор, и как работник в соответствии с трудовым законодательством подлежал обязательному социальному страхованию. Неуплата организацией страховых взносов не лишало его права на пенсионное обеспечение. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости период его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснил, что письменного трудового договора о работе главой КФХ <данные изъяты> не имеется, страховые взносы на членов КФХ, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд, поскольку все доходы от сельскохозяйственного направлялись на расширение производства, задолженности по всем выплатам он не имел, что подтверждается актами проверки КФХ <данные изъяты> налоговым органом. До 2005 года Пенсионный фонд за неуплату взносов претензий к нему не предъявлял. С 2005 года он застрахован в системе обязательного государственного пенсионного страхования. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, как глава КФХ уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы в виде фиксированного платежа. С апреля 2011 года он вновь состоит на учете как безработный в ОКУ «Воловский районный ЦЗН», получает пособие по безработице и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по представлению ЦЗН, однако из-за неверных сведений ГУ УПФ РФ в <адрес> у него нет необходимого 25 летнего страхового стажа. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> включить в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости период его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, исковые требования не признала и пояснила, что страховой стаж- это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и ( или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Истец на сегодняшний день права на трудовую пенсию по старости не имеет, поскольку ему не исполнилось 60 лет. При обращении в ГУ УПФ РФ в декабре 2010 года, истцу выданы сведения о его трудовом стаже - форма СЗВ-К, по которой у него по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется 18 лет 5 месяцев 5 дней трудового стажа. После этой даты страховой стаж учитывается, согласно лицевого счета застрахованного лица. Истец застрахован в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ. Страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены им с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и данный период при обращении за назначением трудовой пенсии по исполнении 60 летнего возраста будет засчитан в страховой стаж.

Привлеченное по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ОКУ «Воловский районный ЦЗН» в лице его представителя по доверенности ФИО3, решение по данному спору оставила на усмотрение суда, вместе с тем пояснила, что истец состоял ранее и в настоящее время состоит на учете ОКУ «Воловский районный ЦЗН» как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице. В силу закона, ОКУ «Воловский районный ЦЗН» может обратиться с представлением в ГУ УПФ РФ в <адрес> о назначении ему досрочной трудовой пенсии, но при наличии у истца не менее 25 лет страхового стажа. Правом подсчета страхового стажа наделен пенсионный фонд и согласно имеющимся у Скрябина сведениям, полученным из ГУ УПФ РФ в <адрес>, 25 летнего страхового стажа не имеет.

Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав все материалы В.И., дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст.19).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ФЗ-73, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста ( п.2 ).

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.

Согласно трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ учхозом <данные изъяты> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истец утвержден главой КФХ <данные изъяты> и уволен в связи с ликвидацией организации ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.9,19,20).

Согласно Уставу КФХ <данные изъяты> утвержденному решением общего собрания членов КФХ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированному решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, КФХ <данные изъяты> является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица и состоит из главы и других членов КФХ.

В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ( с изменениями и дополнениями), действовавшем до 16.06.2003года глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка ( дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФР « О государственных пенсиях в РСФСР» (ч. 2 ст. 25 )

Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий стаж и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию ( ч.6).

Периоды деятельности в качестве глав крестьянских ( фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

С 1 января 1995 года введена в действие часть первая ГК РФ. Пунктом 2 статьи 23 ГК РФ определено, что глава крестьянского ( фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского ( фермерского) хозяйства. Поэтому в статье 6 Федерального закона от 30.11.1994 года № 52-ФЗ « О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» установлена обязанность крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ (в качестве юридических лиц) привести свой правовой статус в соответствии с нормами части первой настоящего Кодекса.

В статье 1 Закона № 74 –ФЗ от 11.06.2003 года «О крестьянском( фермерском) хозяйстве ( с изменениями и дополнениями) также указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В то же время в п.3 ст.23 указанного Закона указано, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 года. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 года № 239- ФЗ « О внесении изменения в ст. 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на три года, а именно до 01.01.2013 года. Таким образом, крестьянские ( фермерские) хозяйства вправе сохранить правовой статус юридического лица до 01.01.2013 года.

Несмотря на предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам право сохранения до определенного времени правового статуса юридического лица, на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы закона № 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских( фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношений.

Судом установлено, что согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированным до ДД.ММ.ГГГГ, по которому крестьянское ( фермерское) хозяйство (КФХ) <данные изъяты> зарегистрировано как юридическое лицо, а также свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридическое лицо- КФХ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, и оно имело статус юридического лица до его ликвидации до ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских ( фермерских) хозяйств и глава хозяйства, как один из его членов, являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховым взносов в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Согласно справке ГУ УПФ РФ в <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы в Пенсионный фонд РФ главой КФХ <данные изъяты> не выплачивались, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены (л.д.22).

Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Довод истца о том, что неуплата страховых взносов юридическим лицом КФХ <данные изъяты> не должно нарушать его прав на пенсионное обеспечение, поскольку он как член КФХ с которой у него заключен трудовой договор подлежал обязательному государственному страхованию, суд считает не состоятельным, основанным на неправильном толковании норм права.

Как следует из Определения Конституционного Суда от 04.12.2007 года № 950 –О-О « Об отказе в принятии к рассмотрению запроса <данные изъяты> районного суда <адрес> о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР « О крестьянском ( фермерском) хозяйстве», из которого следует, что финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим до 31.12.2001 года Законом РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию. Из этого следует, что работодатель должен производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд, что обеспечивало и (обеспечивает в настоящее время) застрахованных лиц, работающих по трудовому договору правом на получение трудовой пенсии.

Гарантируя права застрахованных лиц ( работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию( ст. 237 КЗот РФ в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1. Однако, как указал Конституционный Суд РФ, это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой ( индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы крестьянских фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают взносы сами за себя, а потому им могут быть засчитаны лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа ( с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приравненного к страховому) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя ( в данном случае- главы крестьянского ( фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

Поскольку истцом страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не начислялись и не выплачивались, что подтверждается вышеприведенными доказательствами, то период его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в страховой стаж.

Представленная истцом справка документальной проверки КФХ <данные изъяты> налоговым органом от ДД.ММ.ГГГГ по соблюдению налогового законодательства ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой нарушений установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонда не установлено, не может являться достаточным законным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец сам не отрицал того, что как глава КФХ <данные изъяты> не начислял и не уплачивал страховые взносы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что Скрябин А.И. в настоящее время состоит на учете в ОКУ «Воловский районный ЦЗН» как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице.

Согласно сведениям о трудовом стаже застрахованного лица до ДД.ММ.ГГГГ, форма СЗВ-К, выданной ГУ УПФ РФ в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет 18 лет 05 месяцев 05 дней общего трудового стажа ( л.д.21).

Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Скрябина А.И. - форма СЗИ-5, после ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения об уплаченных им страховых взносах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до ликвидации КФХ <данные изъяты>

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в судебном заседании. Как следует из объяснений представителя ГУ УПФ РФ ФИО5, период работы Скрябина А.И. в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за который им уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа, при наступлении права у него на назначение трудовой пенсии по старости будет засчитан в страховой стаж. Сведения об уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде фиксированного платежа отсутствуют.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Скрябина А.И. к ГУ УПФ РФ в <адрес> о включении в страховой стаж, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости периода его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Скрябина Александра Ивановича к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о включении в страховой стаж, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, периода его работы в качестве главы КФХ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 года.

Председательствующий подпись Г.В.Кирина

Копия решения на трех листах с приложением печати верна.

Решение не вступило в законную силу

Судья Г.В. Кирина

Секретарь Е.В.Гольцова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а