Дело № г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Тербуны 15 июня 2011 года Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Кириной Г.В., с участием помощника прокурора Тербунского района Липецкой области Ермолаева А.А., представителя ответчика администрации сельского поселения Кургано- Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Панарина Н.С., при секретаре Бурковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным, указывая, что 15.04.2011 года при проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Тербунского района было установлено, что уличная дорожная сеть с. Марьино-Николаевка Тербунского района Липецкой области не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, а именно: на улицах Центральная, Школьная, Молодежная с. Марьино-Николаевка дорожное покрытие улиц Центральная, Школьная с. Марьино- ул. Заовражная в весенний период разбита: на дороге образуется глубокая При этом, органом местного самоуправления не принимается действенных, эффективных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений. В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию и ремонту дорог местного значения. Обязать администрацию сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района провести мероприятия, направленные на устранение допущенных нарушений закона в срок до 01 июля 2011 года, а именно: на улицах Центральная, Школьная, Молодежная с. Марьино-Николаевка Тербунского района установить технические средства дорожного регулирования в местах, согласованных с ОГИБДД ОВД по Тербунскому району; на улицах Центральная, Школьная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести ямочный ремонт дорожного покрытия; на улице Заовражная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести работы по ремонту дорожного полотна, в соответствии с п.п. 2 п. 11 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. № 160). Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию и ремонту дорог местного значения. В судебном заседании помощник прокурора Ермолаев А.А. исковые требования поддержал, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и уточнив исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию и ремонту дорог местного значения. Обязать администрацию сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет в срок до 01 сентября 2011 года, установить следующие средства дорожного регулирования (знаки) по улице Школьная: знак 1.22 в месте пересечения с улицей Центральная; знак 2.1, 2.4 в месте примыкания ул. Садовая к улице Школьная; знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул. Школьная со двора администрации сельского поселения; по улице Молодежная: знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Центральной; по улице Центральная: знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул.Молодежная; знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Школьная. На улицах Центральная, Школьная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести ямочный ремонт дорожного покрытия; на улице Заовражная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести работы по ремонту дорожного полотна. Представитель ответчика администрации сельского поселения Кургано-Головиский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Панарин Н.С. - глава администрации сельского поселения согласился с исковыми требованиями прокурора, подтвердил, что отмеченные нарушения действительно имеются, однако денежных средств для их устранения в администрации сельского поселения нет. В утвержденном бюджете финансирование на эти цели не предусмотрено. В настоящее время администрацией предприняты меры по вывозу щебня из ОАО « Новолипецкий металлургический комбинат» на безвозмездной основе, но на транспортные расходы средств тоже нет, в срок до 01 сентября 2011 года будут предприняты меры по устранению выявленных нарушений. Выслушав стороны, изучив все материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Из ст. 255 ГПК РФ следует, что решения, действия ( бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. Судом установлено, что 15.04.2011 года при проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Тербунского района было установлено, что уличная дорожная сеть с. Марьино-Николаевка Тербунского района Липецкой области не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, а именно: на улицах Центральная, Школьная, Молодежная с. Марьино-Николаевка дорожное покрытие улиц Центральная, Школьная с. Марьино- ул. Заовражная в весенний период разбита: на дороге образуется глубокая Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от 15.04.2011 года (л.д.7), и справкой от 14 июня 2011 года, и не оспариваются представителем ответчика. Согласно в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. В соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. В силу вышеуказанных требований законодательства, на органах местного самоуправления поселений лежит обязанность по организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорог местного значения поселения, а также по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно главе 3 ст. 12 Устава сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, принятого решением № Совета депутатов сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Тербунского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере законодательства, правомерно обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Автомобильная дорога, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, (п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090), Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, 6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Из ст. 59 вышеназванного Устава сельского поселения следует, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления сельского поселения несут ответственность перед населением сельского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. В соответствии с подп. 2 п. 11 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. № 160 проводится в том числе, восстановление профиля грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 500 куб. м на один километр дороги. При содержании дорог производится устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементнобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; ликвидация колеи глубиной до 30 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям ( полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 100 куб. м на 1 километр; обеспыливание проезжей части автомобильных дорог; восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 50 кв.м. ( подпункт 2 пункта 12 Классификации) Исследовав все доказательства по делу, проанализировав вышеуказанные нормативно-правовые акты, суд считает, что администрация сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области не предприняла своевременных мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Довод представителя ответчика об отсутствии финансирования в местном бюджете на ремонт и содержание дорог местного значения не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области незаконным следует удовлетворить и обязать администрацию сельского поселения в срок до 01.09.2011 года установить следующие средства дорожного регулирования (знаки): по улице Школьная: знак 1.22 в месте пересечения с улицей Центральная; знак 2.1, 2.4 в месте примыкания ул. Садовая к улице Школьная; знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул. Школьная со двора администрации сельского поселения; по улице Молодежная: знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Центральной; по улице Центральная: знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул.Молодежная; знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Школьная; на улицах Центральная, Школьная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести ямочный ремонт дорожного покрытия; на улице Заовражная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести работы по ремонту дорожного полотна. В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию и ремонту дорог местного значения, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Кургано-Головинский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 сентября 2011 года установить следующие средства дорожного регулирования (знаки): по улице Школьная: знак 1.22 в месте пересечения с улицей Центральная; знак 2.1, 2.4 в месте примыкания ул. Садовая к улице Школьная; знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул. Школьная со двора администрации сельского поселения; по улице Молодежная: знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Центральной; по улице Центральная: знаки 2.1, 2.4 в месте выезда на ул.Молодежная; знаки 2.1, 2.4 в месте пересечения с ул. Школьная; на улицах Центральная, Школьная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести ямочный ремонт дорожного покрытия; на улице Заовражная с. Марьино-Николаевка Тербунского района провести работы по ремонту дорожного полотна. От уплаты государственной пошлины освободить на основании ст. 333.36 ч.1 п. 19 НК РФ. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года Председательствующий Г.В. Кирина Решение не вступило в законную силу.
Тербунского района отсутствуют технические средства дорожного регулирования
- дорожные знаки, дорожная разметка;
Николаевка Тербунского района имеет выбоины, превышающие предельно
допустимые размеры;
колея и проезд по улице становится невозможным.
Тербунского района отсутствуют технические средства дорожного регулирования
- дорожные знаки, дорожная разметка;
Николаевка Тербунского района имеет выбоины, превышающие предельно
допустимые размеры;
колея и проезд по улице становится невозможным.