Гражданское дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 июня 2011 года с. Долгоруково Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Сенюковой Л.И., при секретаре Бачуриной А.А., с участием помощника прокурора Долгоруковского района Липецкой области Ильина А.М., истца Крюкова М.Н., представителя ответчика администрации Долгоруковского муниципального района Антонова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах Крюкова М.Н. к администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд в интересах Крюкова М.Н. с иском к администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области в котором просил обязать администрацию предоставить Крюкову М.Н. жилое помещение по договору социального найма. Свои требования обосновывал тем, что Крюков М.Н. относится к категории лиц из числа детей – сирот, нуждается в улучшении жилищных условий, а также состоит в администрации района на соответствующем учёте. В соответствии с Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Крюков имеет право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени им не обеспечен. В судебном заседании помощник прокурора Ильин А.М. требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, при этом дополнил, что Крюков М.Н. <данные изъяты> окончил ПТУ в <адрес>, обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа возложена на органы государственной власти субъектов РФ за счет средств их бюджетов. Просил суд обязать администрацию Долгоруковского муниципального района Липецкой области предоставить Крюкову М.Н. за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из одного человека площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. В судебном заседании истец Крюков М.Н., поддержал в полном объеме требования прокурора по обстоятельствам, изложенным прокурором, при этом дополнил, что он действительно окончил ПТУ в <адрес> в <данные изъяты> не имеет закрепленного за ним жилого помещения, зарегистрирован в селе <адрес>. Представитель ответчика администрации Долгоруковского муниципального района Антонов А.Г. исковые требования признал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, и просит суд их удовлетворить. В возражении на исковые требования прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах Крюкова М.Н. к администрации Долгоруковского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма представитель ответчика администрации Липецкой области Букреева Н.Д., действующая по доверенности, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом пояснила суду, что в соответствии со ст. 10-4 Закона Липецкой области от 30.12.2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Липецкой области», п.2 ст. 57 ЖК РФ, ч.3 ст. 57 ЖК РФ предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование предоставления таких жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета, поскольку в силу ст. ст. 5,8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъекта РФ. Таким образом, вопросы предоставления жилого помещения по указанным основаниям относятся к компетенции органов местного самоуправления. В связи с этим привлечение в качестве ответчика администрации Липецкой области считает необоснованным. Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ «О порядке учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления наделены полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма (п. 4 ст. 57 ЖК РФ). Судом установлено, что Крюков М.Н. относится к категории лиц из числа детей – сирот, что подтверждается материалами дела, а именно: <данные изъяты> Согласно свидетельства серии АА № Крюков М.Н. в <данные изъяты> года окончил обучение в государственном областном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №4. Согласно диплома серии Д №765386 Крюков М.Н. в <данные изъяты> года окончил обучение в Профессиональном училище №4 Липецкой области. Так же установлено, что Крюков М.Н. не имеет жилого помещения на праве собственности, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 22. 02.2011 года. Так же установлено, что Крюков М.Н. не имеет муниципального жилого помещения на территории Грызловского сельсовета, что подтверждается справкой администрации Грызловского сельсовета Долгоруковского муниципального района Липецкой области № 313 от 04.02.2011 года. Не имеет Крюков М.Н. и закрепленного жилья, что подтверждается справкой Отдела опеки и попечительства администрации Долгорковского муниципального района Липецкой области от 25.05.2011 года № 306. Из справки администрации сельского поселения Грызловский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №, справки ТП УФМС России по Липецкой области в Долгоруковском районе следует, что Крюков М.Н. в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный дом, согласно акта проверки жилищных условий гражданина Крюкова М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности Бельских Т.Н. Из справки администрации сельского поселения Грызловский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №, Крюков М.Н. проживает и работает в городе Липецке, снимает комнату по адресу: <адрес>, <данные изъяты> Установлено также, что Крюков М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы администрации сельского поселения Грызловский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области № 8. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Согласно свидетельских показаний Кирюхиной М.В. Крюков М.Н. остался без попечения родителей, постановлением главы администрации Долгоруковского района Липецкой области, над ним установлена опека, <данные изъяты> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Крюков М.Н. обратился с заявлением для постановки на учет в целях предоставления жилого помещения. Крюков М.Н. был поставлен на учет, и в настоящий момент он второй в очереди на предоставление жилья. Он не имеет какого-либо закрепленного за ним жилого помещения, и это подтверждается справкой администрации Грызловского сельсовета Долгоруковского муниципального района Липецкой области. Вышеуказанные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались, доказательств, их опровергающих, суду в ходе разбирательства дела не представлено. Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая в совокупности представленные доказательства и сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что по данному делу, бесспорно, установлено, что Крюков М.Н.относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, равно, как и не имеет закрепленного жилого помещения, в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, в силу ч. 2 - 4 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ” он имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма. Учитывая, что жилищным законодательством Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложена на орган местного самоуправления, суд считает, что в данном случае имеются основания, позволяющие возложить на администрацию Долгоруковского муниципального района Липецкой области обязанность предоставить Крюкову М.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Кроме того, обязанность по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган местного самоуправления и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ. Вместе с тем, принимая во внимание, что в силу ст. ст. 5 и 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то суд считает, что благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено Крюкову М.Н. администрацией Долгоруковского муниципального района за счёт средств областного бюджета, выделенных на эти цели. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию Долгоруковского муниципального района Липецкой области предоставить Крюкову М.Н. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Сенюкова Л.И.