о признании бездействия администрации сельского поселения по содержанию дорог незаконным.



Дело г.

           РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тербуны                                                                                 15 июня 2011 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Кириной Г.В.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Липецкой области

Ермолаева А.А.,

представителя ответчика администрации сельского поселения Тербунский

сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Черниковой

И.В.,

при секретаре Бурковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в Тербунский районный суд Липецкой области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным, указывая, что 18.04.2011 года при проведении проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Тербунского района было установлено, что администрацией сельского поселения Тербунский сельсовет не утверждены схемы дислокации дорожных знаков и разметки, что является нарушением п.п. 1 п.15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них ( утв. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160). Кроме того, на пешеходном переходе по ул.Ленина д. № 96 установлен дорожный знак 5.19.2, обозначающий направление движения пешехода, вместо дорожного знака 5.19.1. На центральных улицах с. Тербуны Мира и Мичурина отсутствует знаки приоритета, тогда как на данной дороге большое количество пересечений с второстепенными дорогами, что может способствовать к совершению ДТП. Кроме того, на дороге по улице Ленина и ул. Промышленная с. Тербуны отсутствует дорожная разметка. На ул. Ленина в районе дома № 96 отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 и 1.14.2, обозначающая пешеходный переход. На улице Мира перед искусственными неровностями не нанесена горизонтальная разметка 1.25. Органом местного самоуправления не принимается действенных, эффективных мер, направленных на устранение и пресечение отмеченных нарушений.

В связи с чем, просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по содержанию и ремонту дорог местного значения. Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района провести мероприятия, направленные на устранение допущенных нарушений порядка содержания дорог муниципального значения.

         В судебном заседании помощник прокурора Ермолаев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснил, что ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения Тербунский сельсовет возложенных законодательством обязанностей по содержанию дорог муниципального значения влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования, как водителей автотранспортных средств, так и пешеходов, в связи с тем, что создаёт опасность возникновения аварийных ситуаций, и, как следствие, порчу имущества, получение травм, гибель людей. Уточнив исковые требования, просил суд обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 сентября 2011 года утвердить дополнительную схему дислокации дорожных знаков и разметок на улице Мира; на улицах Мира и Мичурина с. Тербуны установить знаки приоритета, поскольку на данных автомобильных дорогах имеется большое количество пересечений с второстепенными дорогами, установить по ул.Ленина дом № 96 дорожный знак - 5.19.1, и нанести горизонтальную разметку 1.14.1 и 1.14.2, на улицах Ленина и Промышленная нанести дорожную разметку, на улице Мира перед искусственной неровностью нанести горизонтальную разметку 1.25, и дополнил требования в части производства ямочного ремонта по улицам Ленина, Советская, Садовая, Промышленная, Дачная в срок до 01.09.2011 года. Учитывая, что на момент рассмотрения дела в суде ответчиком нанесена разметка 1.14.1 и 1.14.2 на ул.Ленина и ул.Промышленная, а также горизонтальная разметка 1.25 перед искусственной неровностью на ул.Мира, установлены знаки приоритета на ул. Мичурина, произведен ямочный ремонт дорожного покрытия на ул. Ленина, Садовая, Промышленная, Дачная то решение в этой части просил не исполнять.

           Представитель ответчика администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области Черникова И.В. - глава администрации сельского поселения, предоставившая удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора признала частично и пояснила, что администрацией принимались все необходимые меры по надлежащему содержанию дорог местного значения. Поскольку проверка проведена 18.04.2011 года, то весенние состояние дорожных покрытий не позволили именно в это время нанести разметки на дорогах местного значения. Вместе с тем в январе месяце 2011 года были закуплены дорожные знаки, в апреле месяце 2011 года эмали для дорожных разметок, объявлена и проведена котировка на выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия на территории сельского поселения по улицам Садовая, Ленина, Транспортная, Промышленная, Мира Дачная, Есенина, Космонавтов, Солнечная, д.Васильевка. На момент рассмотрения дела не произведена работа по ямочному ремонту на ул.Советская, ввиду большого объема, все остальные выявленные нарушения выполнены. Дополнительная схема дислокации дорог по улице Мира еще не утверждена. Оставшиеся нарушения будут устранены в ближайшее время. Просила в иске в части признания бездействия незаконными, отказать.

               Выслушав стороны, изучив все материалы дела, суд считает заявленные и уточненные в судебном заседании исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

               Согласно ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Из ст. 255 ГПК РФ следует, что решения, действия ( бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в результате которых нарушены права и свободы гражданина подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.

Судом установлено, что 18.04.2011 года при проведении прокуратурой Тербунского района совместно с ОГИБДД ОВД по Тербунскому району проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Тербунского района было установлено, что администрацией сельского поселения Тербунский сельсовет не утверждена дополнительная схема дислокации дорожных знаков и разметок, что является нарушением подп.1 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

Перед пешеходным переходом по ул. Ленина, д. 96 установлен дорожный знак 5.19.2 обозначающий направление движения пешехода, тогда, как на данном участке дороги должен быть установлен дорожный знак 5.19.1, поскольку на переходе отсутствует разметка 1.14.1 и 1.14.2.

Кроме того, на центральных улицах с. Тербуны: Мира и Мичурина отсутствуют знаки приоритета, тогда как на данных автомобильных дорогах имеется большое количество пересечений с второстепенными дорогами.

Отсутствие знаков приоритета на автомобильных дорогах по ул. Мира и ул. Мичурина с. Тербуны может способствовать совершению ДТП.

В соответствии с требованиями п.4.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. • Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» (принят постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 103) разметка, выполненная термопластиком, холодным пластиком или другими подобными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, а лакокрасочными материалами - не менее 6 мес.

Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, и на любом контрольном участке протяженностью 50 м разрушение разметки из термопластика или других долговечных материалов, кроме красок, не превышает 25%, а износ разметки из краски не превышает 50% ее площади.

В ходе проверки также установлено, что на автомобильных дорогах местного значения по ул. Ленина и ул. Промышленная с. Тербуны отсутствует дорожная разметка, тогда как ширина размечаемой полосы движения составляет 3 м.

Кроме того, на ул. Ленина в районе д. № 96 отсутствует горизонтальная разметка 1.14.1 и 1.14.2, обозначающая пешеходный переход.

В 2007 году в с. Тербуны, на улице Мира, прилегающей к МДОУ детский сад «Солнышко», в целях предупреждения аварийно-опасных ситуаций были положены искусственные неровности. Перед искусственными неровностями установлены дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность». Однако горизонтальная разметка 1.25, с помощью которой производится обозначение искусственной неровности на проезжей части, не нанесена.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от 18.04.2011 года (л.д.5) и не оспаривались ответчиком в судебном заседании.

Согласно в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с п.п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу вышеуказанных требований законодательства, на органах местного самоуправления поселений лежит обязанность по организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания дорог местного значения, а также по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно главе 3 ст. 12 Устава сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области, принятого решением № 80 Совета депутатов сельского поселения 30.07.2010 года, к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Тербунского района Липецкой области, осуществляющий надзор в сфере законодательства, правомерно обратился в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090), дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Автомобильная дорога, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, (п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090),

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, 6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В материалах дела имеется дислокация дорожных знаков с. Тербуны, по ул. Мичурина и ул.Мира, утвержденная решением совета депутатов Тербунского сельсовета № 23 от 07.05.2009 года ( л.д.40-42).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.05.2011 года администрация сельского поселения Тербунского муниципального района разместила заявку о проведении ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий на территории сельского поселения по улицам Садовая, Ленина, Транспортная, Промышленная, Мира, Дачная, Есенина Космонавтов, Солнечная, д. Васильевка на общую сумму <данные изъяты> рублей ( л.д. 43-45).

Согласно акту о приемке выполненных работ от 19.05.2011 года подрядчиком <данные изъяты> указанная работа произведена на сумму <данные изъяты> рублей.

В материалах дела имеется платежное поручение от 01.04.2011 года на оплату дорожных знаков на сумму <данные изъяты> рублей ( л.д.28)., заявление от 19.04.2011 года о выдаче аванса на приобретение эмали для разметки (л.д.29), товарный чек от 19.04.2011 года на сумму <данные изъяты> рубля (л.д.30).

            Данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, на момент проверки 18.04.2011 года, указанные выше нарушения по безопасности дорожного движения имели место, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании, и свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области и ею своевременно не предпринято мер по устранению нарушений требования законодательства о безопасности дорожного движения, указанных в заявлении прокурора. Более того, как следует из котировочной заявки от 11.05.2011 года, ямочный ремонт по ул.Советская с. Тербуны не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Тербунского района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в обеспечении безопасности дорожного движения, незаконным следует удовлетворить.

         Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 сентября 2011 года утвердить дополнительную схему дислокации дорожных знаков и разметок по улице Мира, установить по ул.Ленина дом № 96 дорожный знак - 5.19.1, и нанести горизонтальную разметку 1.14.1 и 1.14.2; на улицах Ленина и Промышленная - дорожную разметку, на улице Мира перед искусственной неровностью нанести горизонтальную разметку 1.25, произвести ремонтные работы дорожного покрытия дороги по ул. Советская, Ленина, Садовая, Промышленная, Дачная с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.

Поскольку, на момент рассмотрения дела в суде ответчиком нанесена разметка 1.14.1 и 1.14.2 на ул.Ленина и ул.Промышленная, а также горизонтальная разметка 1.25 перед искусственной неровностью на ул.Мира, установлены знаки приоритета на ул. Мичурина, произведен ямочный ремонт дорожного покрытия на ул. Ленина, Садовая, Промышленная, Дачная, то решение в этой части не исполнять.

             В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по обеспечению безопасности дорожного движения, незаконным.

                Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 сентября 2011 годаобласти утвердить схему дислокации дорожных знаков и разметок по ул. Мира с. Тербуны, установить по ул.Ленина дом № 96 дорожный знак - 5.19.1 и нанести горизонтальную разметку 1.14.1 и 1.14.2; нанести на улицах Ленина и Промышленная с. Тербуны дорожную разметку, нанести на улице Мира с. Тербуны перед искусственной неровностью горизонтальную разметку 1.25; установить знаки приоритета на ул. Мичурина, произвести ремонтные работы дорожного покрытия дороги по ул. Советская, Ленина, Садовая, Промышленная, Дачная с. Тербуны Тербунского района Липецкой области.

Решение в части нанесения разметки 1.14.1 и 1.14.2 и установки знака 5.91.1 на улице Ленина дом № 96, нанесения горизонтальной разметки на ул.Ленина и ул.Промышленная, а также горизонтальной разметки 1.25 перед искусственной неровностью на ул.Мира, установления знаков приоритета на ул. Мичурина, производства ямочного ремонта дорожного покрытия на ул. Ленина, Садовая, Промышленная, Дачная с. Тербуны, не исполнять в связи с исполнением на момент рассмотрения дела.

От уплаты государственной пошлины освободить на основании ст. 333.36 ч.1           п. 19 НК РФ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года.

Председательствующий           Г.В. Кирина

Решение не вступило в законную силу.