о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



Гражданское дело № «А»/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 года с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Рогачёвой Ю.А.,

при секретаре Шелуха Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воловского района Липецкой области в интересах Гусевой О.В. к администрации Воловского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воловского района Липецкой области обратился в суд в интересах Гусевой О.В. с иском к администрации Воловского муниципального района Липецкой области, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении Гусевой жилого помещения по договору социального найма, и обязать администрацию предоставить Гусевой О.В. благоустроенное жилое помещение.

Свои требования обосновывал тем, что Гусева О.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, а также состоит в администрации района на соответствующем учёте. В соответствии с Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гусева имеет право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени им не обеспечена.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Липецкой области.

В судебном заседании помощник прокурора Колосов Д.А., истица Гусева О.В. от заявленных исковых требований в части признания незаконным бездействие администрации Воловского муниципального района Липецкой области отказались, просили производство по делу в этой части прекратить.

Определением Тербунского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части признания незаконным бездействие администрации Воловского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не предоставлении Гусевой О.В. жилого помещения по договору социального найма, прекращено.

В остальной части помощник прокурора Колосов Д.А. поддержал предъявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, указанные в иске. Просил суд обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области предоставить Гусевой О.В. за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из 1 человека площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления.

Гусева О.В. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить, указывая, что никогда не имела в собственности жилья, и оно никогда за ней не закреплялось.

Представитель ответчика администрации Воловского муниципального района Липецкой области по доверенности Трубников А.Н. полагал предъявленные требования обоснованными, указывая, что администрация не оспаривает право Гусевой О.В. на предоставление жилья.

Вместе с тем ссылается на то, что администрация района предоставляет жилые помещения указанной категории граждан за счет средств областного бюджета. Выделяемых ежегодно на эти цели денежных средств не достаточно для обеспечения сразу всех детей жилыми помещениями. В настоящее время на учете на внеочередное получение жилья состоят 34 лица, из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Гусева стоит на учете, согласно списка, под номером 7. В список указанная категория граждан вносится с учетом времени их постановки на соответствующий учет. Предоставление Гусевой О.В. жилого помещения в настоящее время нарушит права других очередников, которые ранее были постановлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель соответчика администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Представитель администрации по доверенности Букреева Н.Д. представила в суд письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело в их отсутствие. Указала, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование для предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, осуществляется за счёт средств областного бюджета, поскольку, в силу ст. 5 и 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Воловскому муниципальному району на указанные цели в 2011 год предоставлено 750000 рублей. Кроме того, при решении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, следует учесть, что жилые помещения им предоставляются только после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ «О порядке учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления наделены полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма (п. 4 ст. 57 ЖК РФ).

Судом установлено, что Гусева О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается материалами дела, а именно: свидетельством о смерти матери ФИО2 – ФИО3 серии <данные изъяты> №, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ФИО6 родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Гусевой О.В., постановлением главы администрации <данные изъяты> района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки на несовершеннолетней Гусевой О.В.

Согласно диплома серии <данные изъяты> Гусева О.В. в июне 2010 году окончила обучение в государственном (областном) образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №.

Так же установлено, что Гусева О.В. не имеет жилого помещения на праве собственности, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 26.11.2010 года, справкой ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 01.02.2011 года №, справкой филиала Воловского БТИ от 21.01.2011 года №.

Не имеет Гусева О.В. и закрепленного жилья, что подтверждается справкой Отдела социально-педагогической поддержки и охраны прав детства администрации <адрес> от 11.03.2004 года №, справкой Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства департамента образования администрации <адрес> от 02.02.2011 года №, сообщением Отдела образования администрации Воловского муниципального района от 28.01.2011 года №.

Из справки администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет от 21.01.2011 года №, адресного листка прибытия ТП УФМС России по Липецкой области в Воловском районе следует, что Гусева О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Данная квартира, согласно справки ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Воловское БТИ от 27.01.2011 года №, принадлежит на праве собственности ФИО4, ФИО5 и ФИО1 в равных долях.

Установлено также, что Гусева О.В. с 19.03.2008 года состоит на учёте лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления главы администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет Воловского муниципального района Липецкой области №. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались, доказательств, их опровергающих, суду в ходе разбирательства дела не представлено.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая в совокупности представленные доказательства и сопоставляя их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что по данному делу бесспорно установлено, что Гусева О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, равно как и не имеет закрепленного жилого помещения, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно, в силу ч. 2 - 4 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ” она имеет право на внеочередное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Учитывая, что жилищным законодательством Российской Федерации обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложена на орган местного самоуправления, суд считает, что в данном случае имеются основания, позволяющие возложить на администрацию Воловского муниципального района Липецкой области обязанность предоставить Гусевой О.В. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Кроме того, обязанность по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган местного самоуправления и Законом Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в силу ст. ст. 5 и 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то суд считает, что благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено Гусевой О.В. администрацией Воловского муниципального района за счёт средств областного бюджета, выделенных на эти цели.

Довод ответчика администрации Воловского района о необходимости учитывать дату и время постановки Гусевой О.В. на учет и то обстоятельство, что Гусева О.В. имеет порядковый номер в списке за № 7, что шесть детей были поставлены ранее на учет и не получили жилье, не свидетельствует о незаконности предъявленных исковых требований.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит реализацию прав граждан на внеочередное получение жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, в том числе и в указанный ответчиком список. В указанное статье нет упоминания о сроках исполнения, отсутствует указание и на иной порядок предоставления жилья.

Тот обстоятельство, что органом местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не свидетельствует о том, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очередности по названному списку.

Довод представителя ответчика об отсутствии у них денежных средств на приобретение жилья, не основан на законе и не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Воловского муниципального района Липецкой области предоставить Гусевой О.В. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счёт средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Рогачёва Ю.А.

Мотивированное решение изготовлено 11.02.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200