Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ с.Тербуны Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Малыхиной А.Н., при секретаре Гольцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородина С.Ф.к Государственному Учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ по Тербунскому району о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,о назначении и выплате досрочной пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Бородин С.Ф.обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с учетом периода службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.В обоснование заявленных требований указал,что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,как имеющему более25лет педагогического стажа.Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано ввиду отсутствия специального стажа25лет.По мнению комиссии специальный стаж составил <данные изъяты>.Ответчиком в специальный стаж не засчитан период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением комиссии истец не согласен по следующим основаниям. Поскольку на момент прохождения истцом военной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от17.12.1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,здравоохранения и сельского хозяйства»,учителям и другим работникам просвещения в педагогический стаж,дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии,засчитывался период службы в составе Вооруженных Сил СССР,если не менее2/3стажа,требуемого для назначения пенсии,приходится на работу в учреждениях,организациях и должностях,работа в которых дает право на эту пенсию. С учетом Постановления Конституционного суда РФ от29.01.2004года № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до01.01.2002года могут применяться правила и нормы,действовавшие до введения в действие нового правового регулирования,таким образом,оценка его пенсионных прав должна производиться на основании Постановления Совмина СССР от17.12.1959года № 1397независимо от времени обращения за назначением пенсии. Тем самым истец полагал,что имеются все основания для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старостив связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ.Не приняв к зачету в педагогический стаж период прохождения военной службы по призыву,ответчик нарушил его конституционные права. В судебном заседании истец Бородин С.Ф.исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям и объяснил,что ответчик,отказав ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,нарушил его конституционные права.Он не мог предвидеть,что Постановление Совета Министров СССР от17.12.1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» будет отменено другим нормативным актом,и был уверен,что военная служба по призыву будет засчитана в педагогический стаж.Просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,засчитав в специальный стаж периодпрохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,и обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения- ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области по доверенности Сущенко А.С.иск не признал и объяснил,что согласно действующему законодательству,период прохождения военной службы по призыву не засчитывается в специальный стаж,дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.Постановление Конституционного суда РФ от29.01.2004года № 2-П не распространяется на данные правоотношения.Что касается Постановления Совмина СССР от17.12.1959года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,здравоохранения и сельского хозяйства»,оно действовало до01.10.1993года,на момент его отмены у истца не было требуемого25-летнего стажа работы в связи с педагогической деятельностью. Выслушав стороны,исследовав материалы дела,суд считает,что исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Право на получение пенсии является конституционным правом истца. Статья19Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. На основании Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.Законом устанавливается прямая зависимость права граждан на пенсию от его трудовой и иной деятельности. Постановлением Правительства РФ от29.10.2002года № 781утвержден Список должностей и учреждений,работа в которых засчитывается в стаж работы,дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,в соответствии с подпунктом19пункта1статьи27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Положения статьи6 (части2),статьи15 (части4),статьи17 (части1),статей18,19и статьи55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,необходимых для того,чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том,что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Постановлением Конституционного Суда РФ от29января2004года № 2-П определено,что придание обратной силы закону,ухудшающему положение граждан и означающему,по существу,отмену для этих лиц права,приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях,несовместимо с положениями статей1 (часть1),2,18,54 (часть1),55 (часть2) и57Конституции Российской Федерации,поскольку,по смыслу указанных конституционных положений,изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом,чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства,который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.Данная правовая позиция означает,что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа,в том числе стажа на соответствующих видах работ,который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из позиции Конституционного Суда РФ,стаж должен исчисляться на основании законодательства,действовавшего во время выполнения указанной деятельности. Согласно данным трудовой книжки №,выданной ДД.ММ.ГГГГ,Бородин С.Ф.с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность,дающую право на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно данным военного билета Бородин С.Ф.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГпроходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР. На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии в ГУ-УПФ РФ по Тербунскому району Липецкой области у него имелся стаж работы,связанной с педагогической деятельностью,<данные изъяты>. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались в судебном заседании. Ответчик исключил из специального стажа истца период действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Именно этот период срочной (действительной) военной службы истец просит включить в специальный стаж. Во время действительной военнойслужбы Бородина С.Ф.действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,утвержденное постановлением Совета Министров СССР от17декабря1959года № 1397. Вышеуказанное постановление действовало до01.10.1993года и не применяется на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства РФ от22сентября1993года № 953. Как установлено ответчиком и подтверждается трудовой книжкой истца,материалами дела,у Бородина С.Ф.более2/3необходимого стажа (<данные изъяты>) приходится на работу,которая дает право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.Оспариваемый период (сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>. Согласно ст.80Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от20.11.1990г.,пенсия в связи с педагогической деятельностьюв школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге летне менее25лет.В соответствии со ст.83указанного закона Спискисоответствующих работ (профессий и должностей),с учетом которыхназначается пенсия за выслугу лет,а в необходимых случаях и правилаисчисления выслуги и назначения пенсий,утверждаются ПравительствомРФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ. Конституционный суд РФ в постановлении от24.05.2001года иопределении от05.11.2002года по жалобе Спесивцева Ю.И.на нарушениеего конституционных прав положениями ст.12и133.1Закона РФ «Огосударственных пенсиях в РФ» указал,что у граждан,приобретшихпенсионные права до введения нового правового регулирования,сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии сусловиями и нормами законодательства,действовавшего на моментприобретения права.Эта позиция подтверждена в ПостановленииКонституционного суда РФ от29.01.2004г. «По делу о проверкеконституционности отдельных положений статьи30ФЗ «О трудовыхпенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы,а также Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.В п.3.3Постановления указано,что норма пункта4статьи30Федерального закона«О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,в силу которой-вовзаимосвязи с пунктом2статьи31того же Федерального Закона, исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудовогостажа и отменяется включение некоторых не страховых периодов в общийтрудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целяхоценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на01.01.2002года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионныйкапитал,по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм неможет служить основанием для ухудшения условий реализации права напенсионное обеспечение,включая размер пенсии,на которое рассчитывалозастрахованное лицо до введения в действие нового правовогорегулирования (независимо от того,выработан им общий стаж илиспециальный трудовой стаж полностью или частично),поскольку непрепятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до1января2002года пенсионных прав,в том числе в части,касающейся исчислениятрудового стажа и размера пенсии,по нормам ранее действовавшегозаконодательства. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначенияпенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от17декабря1959года № 1397ч.1, в стаж работы учителей и других работников просвещения,засчитывается:п. «г» служба в составе Вооруженных СССР и пребывание впартизанских отрядах,служба в войсках и органах ВЧК. Судом установлено,что Бородин С.Ф.проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>),что подтверждается копией военного билета №,выданного Тербунским РВК Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ и справкой военного комиссариата Липецкой области по Тербунскому району № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Постановлению Совета Министров-Правительства РоссийскойФедерации от22.09.1993года № 953,введенного в действие с1октября1993года,Постановление Совета Министров СССР от17.12.1959г. № 1397 «Опенсиях за выслугу лет работникам просвещения,здравоохранения исельского хозяйства» не применяется с01.10.1993года.Однако до принятия Закона РСФСР от20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР»,Федерального Закона от17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,введенного в действие с01.01.2002года, военная служба засчитывалась в специальный стаж,дающийправо на пенсию за выслугу лет. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РоссийскойФедерации от29января2004года по делу о проверке конституционностиотдельных положений статьи30Федерального закона «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации»,принципы равенства и справедливости,на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации как правовом и социальном государстве,включая право напенсионное обеспечение,предполагают,по смыслу статей1,2,: (часть2),15(часть4),17 (часть1),18,19и55 (часть1) Конституции РоссийскойФедерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,необходимыедля того,чтобы участники соответствующих правоотношений могли вразумных пределах предвидеть последствия своего поведения и бытьуверенным в том,что приобретенное ими на основе действующегозаконодательства право будет уважаться властями и будет реализовано,т.е.внеизменности своего официального признанного статуса,приобретенныхправ,действительности их государственной защиты. Суд считает доводы представителя ответчика оботсутствии у истца права на назначение досрочной пенсиисо ссылкой на то,что Постановление от17.12.1959года № 1397,действовавшее до01.10.1993года,то есть в период действия ЗаконаРФ «О государственных пенсиях в РФ» от20.11.1990г.,предусматривающее включение в педагогический стаж периода военной службы при условии наличия на01.10.1993года не менее2/3педагогического стажа,а по законампринятым позднее,включение спорного периода в стаж работы поспециальности не было предусмотрено,несостоятельными и противоречащими законуи правовой позиции,изложенной в соответствующих постановленияхи определении Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с п.9ст.9ст.30ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценкапенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на01.01.2002года производится органами,осуществляющими пенсионное обеспечение,одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии снастоящим федеральным законом,но не позднее1января2013года.Приэтом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа,втом числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях-заработка застрахованного лица),который был установлен для назначенияи перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления всилу настоящего Федерального закона и правовой позиции,изложенной вопределении Конституционного Суда РФ. Из содержания и смысла п.4Положения о порядке исчисления стажа при назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения издравоохранения,утвержденного Постановлением Совета Министров СССРот17.12.1959года № 1397следует,что работа засчитывается в специальныйпедагогический стаж при условии,если на дату назначения пенсии(обращения за ней) не менее22лет10месяцев21день из25лет приходитсяна работу в учреждениях,организациях и должностях,работа которых даетправо на досрочное назначение пенсии в связи с педагогическойдеятельностью. Из материалов дела усматривается,что трудовой стаж истца связанный с педагогической деятельностью,составляет <данные изъяты>,поэтому на день обращения Бородина С.Ф.за досрочной трудовой пенсией более2/3стажатребуемого для назначения пенсии,приходится на работу,которая и ранее действующим,и ныне действующим пенсионным законодательством всегда относилась к работе,дающей право на досрочную трудовую пенсию. Учитывая изложенное,суд считает,что,поскольку Бородин С.Ф.подействовавшему до22.09.1993года законодательству,приобрел право на включение спорногопериода в стаж работы по специальности,с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости,это право не может быть им утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения. Таким образом,спорный период военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) подлежит зачету в специальный стаж истца Бородина С.Ф. Согласно ч.2ст.55Конституции РФ в Российской Федерации не должныиздаваться законы,отменяющие или умаляющие права и свободы человека игражданина.Суд считает,что изменение условий установления пенсии вданном случае является ограничением конституционного права граждан насоциальное обеспечение,которое не может быть оправдано указанными в ч.3ст.55Конституции Российской Федерации целями,ради достижения которыхдопускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека игражданина. Согласно п.1ст.19ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.Днем обращения за указанной пенсией считается день принятия органом,осуществляющим пенсионное обеспечение,соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец Бородин С.Ф.обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ,на дату обращения необходимый пенсионный стаж педагогической деятельности у него имелся,поэтому пенсионный орган обязан назначить истцу трудовую пенсию со дня обращения. С учетом изложенного,следует признать заБородиным С.Ф.право на досрочную трудовую пенсиюпо старостив связи с педагогической деятельностью,обязатьГУ-УПФ РФ по Тербунскому району включить в стаж работы Бородина С.Ф.,дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи спедагогической деятельностью,период военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) иназначить ему пенсиюсо дняегообращения с заявлениемо назначении досрочной трудовой пенсии- ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного ируководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд РЕШИЛ: Признать за Бородиным С.Ф.право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностив государственных и муниципальныхучреждениях для детей,засчитав в специальный стаж период прохождениявоенной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Тербунском районе Липецкой областиназначитьБородину С.Ф.досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения- ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой областив течение1месяца со дня изготовлениярешенияв окончательной форме. Председательствующий А.Н.Малыхина Мотивированное решение изготовленоДД.ММ.ГГГГ. Решение не вступило в законную силу.