Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2012 года с. Долгоруково Тербунский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи - Сенюковой Л.И., при секретаре - Бачуриной А.А., с участием заместителя прокурора Долгоруковского района Липецкой области – Чурсина Д.В., истицы - Никишиной А.Т., представителя истицы -Никишиной Р.Н., представителя третьего лица без самостоятельных требований Управления социальной защиты населения Липецкой области - Кунаевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Никишиной А.Т. к администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании Никишиной А.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, УСТАНОВИЛ: Прокурор Долгоруковского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах вдовы участника ВОВ Никишиной А.Т. к администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области о признании Никишиной <данные изъяты> нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на то, что 10.01.2012 года в прокуратуру Долгоруковского района поступило обращение вдовы ВОВ Никишиной А.Т., с просьбой проверить законность снятия администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет ее с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий и просьбой оказать содействие в восстановлении ее нарушенных прав. В результате проведенной проверки установлено, что Никишина А.Т. является вдовой Никишина Д.И., 1916 года рождения, участвовавшего с июня 1941 по май 1945 г.г. в ВОВ в составе действующей армии, умершего 24.04.1982 года. 16.02.2010 года Никишина А.Т. с письменным заявлением и другими необходимыми документами обратилась в администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет с просьбой о постановке ее в очередь на получение жилья в связи с тем, что принадлежащее ей жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В ходе рассмотрения поступившего обращения администрацией сельского поселения Долгоруковский сельсовет была инициирована процедура по признанию единственного принадлежащего Никишиной А.Т. жилого помещения непригодным для проживания. В связи с этим межведомственной комиссией при администрации Долгоруковского муниципального района 27.12.2010 года составлено заключение о непригодности для проживания здания часть II жилого дома № 47 по ул. Мира с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области, где зарегистрирована и проживает Никишина А.Т.. Распоряжением главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет от 21.01.2011 года № 6 Никишина А.Т. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После этого материалы данного учетного дела администрацией сельского поселения были переданы в отдел социальной защиты населения администрации Долгоруковского муниципального района, откуда материалы дела поступили в Управление социальной защиты населения <адрес>. 06.10 2011 года в администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет из Управления социальной защиты населения <адрес> поступила информация о неправомерности постановки Никишиной А.Т. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как межведомственной комиссией при администрации Долгоруковского муниципального района признан не весь <адрес>, а только часть II. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ главой администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет было вынесено постановление № о снятии Никишиной А.Т. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с данным решением органа местного самоуправления Никишина А.Т. обратилась в прокуратуру. Прокурорская проверка показала, что постановлением главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет от 10.10.2011 года № 68 вдова участника и инвалида ВОВ Никишина А.Т. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий снята незаконно и необоснованно, в нарушение требований ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жтльем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», ст.21, п.п.1.2,6 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г №5-ФЗ «О ветеранах», абз.1,2,3 ст.3, п.п.6,6.1 ст.4 Закона Липецкой области от 18.08.2006 года №318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в результате чего нарушены ее жилищные права. Просит суд признать вдову участника ВОВ Никишину А.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета., признать незаконным и отменить постановление главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» и восстановить ее очередность. Заместитель прокурора <адрес> Чурсин Д.В. заявленные исковые требования поддержал полностью по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Истица Никишина А.Т. также поддержала исковые требования прокуратуры в полном объеме, при этом дополнила, что является вдовой участника и инвалида ВОВ Никишина Д.И., проживает в части II <адрес>. В данном жилом помещении печное отопление, причем печь заваливается, нет водопровода, туалета. В части I спорного жилого дома живет Никишина Е.А., которая перестраивала свою часть дома от фундамента до крыши, их части дома разделены между собой стеной, у них разные входы в дом. Другого помещения истица в собственности не имеет. Действительно она состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но затем ее сняли с учета, так как дом № 47 разделен на две части. Представитель истицы Никишина Р.Н. требования своего доверителя поддержала полностью по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, пояснив, что в Липецке истице дали ответ, что для восстановления ее в очереди нужно признать непригодным для проживания весь жилой дом, а не его часть. Собственником части I указанного дома является Никишина Е.А., которая перестроила свою часть дома. Часть дома, в котором проживает истица, неблагоустроена и непригодна для жизни. Никишина А.Т. не имеет никакого отношения к части 2 указанного дома, принадлежащей на праве собственности Никишиной Е.А.. Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области Зибров А.С. в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме, с обстоятельствами, изложенными истцом в исковом заявлении, согласен. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Кунаева С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что межведомственной комиссией при администрации Долгоруковского муниципального района непригодным для проживания признан не весь дом № 47, а только часть II указанного дома, где проживает истица, что является нарушением п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст.36 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, на день подачи заявления акта межведомственной комиссии еще не было, поэтому полагает, что истица с самого начала была незаконно поставлена в очередь как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив доказательства по делу в совокупности и каждое в отдельности, заслушав заключение заместителя прокурора Чурсина Д.В., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему. В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:.. . 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма... Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь вправе наделять теми же полномочиями органы местного самоуправления. Указом от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года) Президент Российской Федерации постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, а также членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». В <адрес> форму и порядок обеспечения жильем инвалидов ВОВ и участников войны определяет Закон от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Из анализа приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что условием реализации указанной категории граждан права на получение жилья от государства является нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Как бесспорно установлено судом и это подтверждено материалами дела, Никишина А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны. Тот факт, что истица относится к категории граждан, при доказанности нуждаемости в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета по ФЗ «О ветеранах» и Указу президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, ответчиком, представителем третьего лица без самостоятельных требований не оспаривается. Из материалов дела следует, что Никишина А.Т. распоряжением главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принята как вдова участника и инвалида ВОВ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Никишина А.Т. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия Никишиной А.Г. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма послужило то, что при ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ был нарушен п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №: признана непригодной для проживания часть дома в многоквартирном доме. В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»; Правительству РФ поручено предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. Судом установлено, что на момент снятия Никишиной А.Г. с очереди она проживала в части II жилого дома общей площадью 27,4 кв. м., в том числе жилой 27,4 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, собственником которой она является. Данных о том, что в собственности Никишиной А.Т. имеется иное какое-либо жилье, администрацией сельского поселения не представлено. Согласно технического заключения по результатам обследования технического состояния строительных конструкций часть II жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «Галина», данное здание жилого дома является непригодным для проживания в связи со снижением до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В силу п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в частности, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ часть II жилого <адрес> в <адрес>, принадлежащая Никишиной А.Т., признана непригодной для проживания в связи со снижением до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В судебном заседании бесспорно установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Никишина А.Т. являлся непригодным для проживания, иных жилых помещений в собственности либо на праве пользования Никишина А.Т. не имеет. Кроме того, вышеуказанные обстоятельства подтверждаются справкой Долгоруковского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ, техническим паспортом на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.1-ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.1 – ч.3 ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. В судебном заседании, бесспорно, установлено, что <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, является индивидуально- определенным зданием и не является структурно обособленным помещением в многоквартином доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме. Указанный дом принадлежит на праве собственности часть 1 дома Никишиной Е.А., часть 2 дома Никишиной А.Т., в каждой части дома установлены индивидуальные системы отопления, в этом доме не имеется общих инженерных сетей, как в многоквартирном доме. Поэтому в соответствии с со ст.15, ст.16 ЖК РФ, фактически жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Никишиной А.Е. являлось и является частью жилого дома. Коль скоро судом установлено, что жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Никишиной А.Т., где она проживает и зарегистрирована, в установленном законом порядке признан непригодным для проживания, иных жилых помещений в собственности, либо на праве пользования Никишина А.Т. не имеет, следовательно, в силу п.3 ст. 51 ЖК РФ истица имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. По выше изложенным обстоятельствам, суд находит ссылку представителя третьего лица без самостоятельных требований Управления социальной защиты населения <адрес> Кунаевой С.Н. на п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N47, ст. 36 ЖК РФ, как основание для снятия Никишиной А.Т. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не обоснованной. Таким образом, оснований для снятия Никишиной А.Т. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имелось, чем нарушены права истицы, в связи, с чем суд полагает необходимым иск Никишиной А.Т. удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Никишиной А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать незаконным постановление главы администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий». Обязать администрацию сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района <адрес> восстановить Никишину А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника и инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Тербунский районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: Л.И. Сенюкова. Решение не вступило в законную силу.