О возложении обязанности произвести замену дорожных знаков, провести ямочный ремонт дорожного покрытия, ремонт дорожного полотна, нанести дорожную разметку



Дело № 2-151/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тербуны                                                                                                     09 августа 2012 года

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Ениной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности произвести замену дорожных знаков, провести ямочный ремонт дорожного покрытия, ремонт дорожного полотна, нанести дорожную разметку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности: произвести замену дорожных знаков «Уступи дорогу», «Ограничение максимальной скорости», «Дети», «Пешеходный переход», «Движение грузовым транспортным средствам запрещено» на <адрес>, «Движение грузовым транспортным средствам запрещено» на <адрес>, «Уступи дорогу» на <адрес>, «Движение грузовым транспортным средствам запрещено 20т», «Движение без остановки запрещено» на <адрес>; провести ямочный ремонт дорожного покрытия на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с подп. 2 п. 11 Классификации работ; нанести дорожную разметку на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средств организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

В обоснование иска указал, что согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к дорожной деятельности относятся работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, их содержанию, а также обустройство автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате совместной проверки, проведенной прокуратурой района и государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский», установлено, что улично-дорожная сеть в <адрес> не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, дорожные знаки имеют повреждения поверхности; дорожное покрытие на улицах <адрес>. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> имеет выбоины, превышающие предельно допустимые размеры; улицы <адрес>, <адрес>, <адрес> в весенний период разбиты, на дороге образуется глубокая колея и проезд становится невозможным, дорожная разметка на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не соответствует требованиям ГОСТ Р 51256-99. Ненадлежащее исполнение администрацией сельсовета обязанностей по ремонту и содержанию дорог муниципального значения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования, создает опасность возникновения аварийных ситуаций, порчи имущества, получения травм и гибели людей, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Впоследствии истец уменьшил размер исковых требований и просил возложить на ответчика обязанность в срок до 01.10.2012 года заменить дорожные знаки; провести ямочный ремонт на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, отремонтировать дорожное полотно на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них; нанести дорожную разметку от дома по <адрес> до дома по <адрес>, от дома до дома по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99.

В судебном заседании помощник прокурора Дмитриев В.Г. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области по доверенности Гулевский В.В. исковые требования прокурора не признал и объяснил, что работы по обустройству улично-дорожной сети сельской администрацией ведутся в плановом порядке. Все дорожные знаки, указанные в иске, заменены и соответствуют ГоСТу. Ответчик не оспаривал факт ненадлежащего состояния дорог в <адрес>, однако указал, что в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ проведен ямочный ремонт дорог на улицах <адрес>, <адрес>, но дороги вновь разбиты движением большегрузного транспорта, который из-за отсутствия объездной дороги движется через сельское поселение. На улицах <адрес> и <адрес> ямочный ремонт дорог не проводился. Возложение обязанности провести ямочный ремонт именно на улицах <адрес> и <адрес> является вмешательством в хозяйственную деятельность администрации сельского поселения, поскольку дороги на данных улицах находятся в более лучшем состоянии, чем на других улицах, определение же улиц, дороги на которых подлежат ремонту в первую очередь, является приоритетом сельской администрации. Представитель ответчика возражал против возложения обязанности провести ремонт дорожного полотна по <адрес>, поскольку указанный район является новостройкой, которому присвоено название «<адрес>», в данном районе не существует объекта спора - автомобильной дороги, в муниципальной собственности автодороги по <адрес> не имеется. Ответчик полагал возможным проведение ямочного ремонта дорог только в срок до 01.09.2013 года, поскольку указанные работы финансируются за счет субвенций, выделяемых из дорожного фонда Липецкой области. Выделенные в текущем году средства на ямочный ремонт уже израсходованы, часть дорог на территории сельского поселения отремонтирована, но все дороги одновременно отремонтировать невозможно, так как это очень дорогостоящие работы, направление других денежных средств будет являться нецелевым использованием. Против удовлетворения исковых требований в части нанесения дорожной разметки на автодороге на улицах, указанных прокурором в уточненном иске, в срок до 01.10.2012 года ответчик не возражал.

Представитель третьего лица - Управления дорог и транспорта Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив все материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор, осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе обратиться в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Из статьи 14 ч. 1 п. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Техническим регламентом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принятый постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), согласно п. 3.1.2 которого, выбоины не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см, глубине - 5 см.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 12 п. 1 п.п. 5 Устава сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 07.09.2009 г.

Из акта проверки УДС с Тербуны от 26.04.2012 г. следует, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Тербунского района совместно с ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» было установлено, что дорожные знаки на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеют повреждения поверхности; дорожное покрытие на всем протяжении по улицам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> имеет повреждение в виде трещин, просадок и выбоин, на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует дорожное покрытие; на всей протяженности улично-дорожной сети отсутствует дорожная разметка.

В судебном заседании истец указал, что после обращения прокурора с иском ответчик произвел замену дорожных знаков в добровольном порядке, на момент рассмотрения дела все дорожные знаки соответствуют требованиям технических регламентов, в связи с чем просил в этой части требования удовлетворить и решение в исполнение не приводить. Ответчик объяснил, что часть дорожных знаков была заменена до обращения истца в суд, однако никаких доказательств в подтверждение указанного довода не представил.

Схемой дорог сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского района, согласованной с ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» и утвержденной главой администрации сельского поселения, подтверждается, что автомобильная дорога на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> расположена на территории сельского поселения.

Решением Совета депутатов Тербунского сельсовета № 26 от 04.06.2009 г. автодороги <адрес> признаны муниципальной собственностью согласно приложению к указанному решению, содержащему перечень автодорог. Как усматривается из Приложения, автодороги на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> являются муниципальной собственностью и находятся в ведении администрации сельского поселения Тербунский сельсовет, автодороги на ул. <адрес> в указанном Приложении не содержится.

Поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что дорога по <адрес> в муниципальную собственность не принималась, что подтверждается Приложением к Решению Совета депутатов Тербунского сельсовета № 26 от 04.06.2009 г., ответчик не является собственником указанной дороги, следовательно, на сельскую администрацию не может быть возложена обязанность по ремонту автомобильной дороги по <адрес>, в связи с чем суд полагает необходимым в этой части в иске отказать. Исковых требований по другим основаниям представителем истца не заявлялось.

Доводы ответчика о том, что исковые требования прокурора о проведении ямочного ремонта на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, являются необоснованными, судом отвергаются по следующим основаниям.

В обоснование своих возражений ответчик указывает на то, что на улицах <адрес> и <адрес> проведен ямочный ремонт в апреле-мае 2012 года, но дорожное полотно вновь разбито большегрузным транспортом, ремонт дорожного полотна на улицах <адрес>, <адрес> не может быть проведен, так как межбюджетные субсидии, выделенные сельскому поселению на реализацию муниципальной программы по обеспечению дорожной деятельности в части ремонта автомобильных дорог на 2012 год, полностью израсходованы и других средств на эти цели не имеется.

Ответчиком представлены заявка администрации сельского поселения Тербунский сельсовет на получение в 2012 году субсидий на ямочный ремонт дорог в <адрес>, а также справка-уведомление № 26 о получении субсидии на реализацию муниципальных программ в части содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2012 год, а также муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ОГУП <данные изъяты> на выполнение работ для муниципальных нужд - ямочный ремонт асфальтобетонных дорожных покрытий на территории сельского поселения Тербунский сельсовет, в том числе на улицах <адрес> и <адрес>, в срок до 31.05.2012 года. Указанные работы были приняты заказчиком - администрацией сельского поселения Тербунский сельсовет по акту о приемке выполненных работ от 28.05.2012 года.

Однако из справки ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» усматривается, что 13.06.2012 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД М ОМВД России «Тербунский» было проведено обследование улично-дорожной сети <адрес>, в ходе которого было установлено, что в нарушение требований Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»дорожное покрытие на территории <адрес>, в том числе на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> имеет разрушения, просадки и опасно-аварийные выбоины, не соответствующие требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

В подтверждение указанных обстоятельств помощником прокурора были представлены 4 фотографии дорожного полотна. Факты разрушений дорожного полотна, изображенные на представленных фотографиях от 30.07.2012 года, проверялись в судебном заседании и полностью подтвердились в ходе осмотра дорог на улицах <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Ответчик не оспаривал, что на улицах <адрес> и <адрес> ямочный ремонт дорог не проводился. Ссылка ответчика на то, что дороги на улицах <адрес> и <адрес> после ямочного ремонта разбиты большегрузным транспортом, судом не принимается, поскольку согласно п. 3.3.1 муниципального контракта заказчик - сельская администрация имеет право проверять ход работ и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность, согласно п. 3.3.2 контракта: при отказе подрядчика от устранения недостатков в установленный срок заказчик имеет право в установленный срок произвести устранение своими силами, поручать устранение недостатков третьим лицам и требовать у подрядчика возмещения всех расходов, связанных с устранением недостатков.

Суд не может признать обоснованным довод ответчика о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора в отношении ремонта дорог по <адрес> и по <адрес>, поскольку и после ямочного ремонта, на момент рассмотрения дела указанные в иске дороги не были приведены в соответствии с нормами ГОСТа.

Доводы ответчика о том, что отсутствует объездная дорога, ремонт дорог проводится в рамках утвержденного бюджета, а возложение обязанности ремонтировать указанные прокурором улицы является вмешательством в хозяйственную деятельность администрации, является несостоятельным, так как отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает администрацию сельского поселения от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.

Администрация сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником местных дорог общего пользования, обязана содержать автомобильные дороги в соответствии с требованиями технических регламентов.

Поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, суд не принимает ссылку ответчика на то, что проведение ремонта дорог возможно только в срок до 01.09.2013 года. Вместе с тем, с учетом всех установленных обстоятельств, суд полагает, что срок исполнения обязанности по ремонту дорог до 01.10.2012 года является недостаточным, и считает необходимым установить срок до 01.11.2012 года.

В связи с тем, что ответчиком исковые требования прокурора в части замены дорожных знаков удовлетворены до вынесения судом решения, суд полагает возможным решение в указанной части в исполнение не приводить.

В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ следует освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 октября 2012 года произвести замену дорожных знаков: «Уступи дорогу», «Ограничение максимальной скорости», «Дети» на <адрес>; «Пешеходный переход» - на <адрес> напротив детского сада <данные изъяты>»; «Движение грузовым ТС запрещено» на пересечении <адрес>, «Движение запрещено» на <адрес> на повороте на <адрес>; «»Уступи дорогу» на <адрес> на выезде на <адрес>; «Движение грузовым ТС запрещено 20т» и «Движение без остановки запрещено» на пересечении <адрес> и пе<адрес> в <адрес>.

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 ноября 2012 года произвести ямочный ремонт автомобильной дороги, проходящей по ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес> в <адрес> в соответствии с подп. 2 п. 12 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160).

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 ноября 2012 года произвести ремонт дорожного полотна автомобильной дороги, проходящей по <адрес> в <адрес> в соответствии с подп. 2 п. 12 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (утв. Приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160).

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области в срок до 01 октября 2012 года нанести дорожную разметку от д. по <адрес> до д. по <адрес>, от д. до д. по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99.

Решение суда в части возложения обязанности в срок до 01 октября 2012 года произвести замену дорожных знаков в <адрес> Липецкой области - к исполнению не обращать.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение 1 месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Председательствующий                                                                  А.Н. Малыхина

Мотивированное решение составлено 14.08.2012 г.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200