О понуждении обратиться в орган, осуществляющий гос.регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного имущества - общественных колодцев



Дело № 2-147/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2012 года         с. Тербуны

                                                                                                  

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Юговой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - общественных колодцев,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - общественных колодцев.

В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории сельского поселения Тербунский Второй сельсовет расположены 31 общественный источник децентрализованного водоснабжения (колодцы). Указанные сооружения ответчиком в собственность не оформлялись, следовательно, являются бесхозяйными. Бесхозяйный статус колодца не исключает возможности загрязнения колодца, имеется угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. В силу закона к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжение населения. Просил обязать администрацию сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - колодцев, расположенных на территории населенных пунктов: <адрес> - 10 общественных колодцев, <адрес> - 3 общественных колодца, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 17 общественных колодцев.

В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Липецкой области Дмитриев В.Г. уточнил исковые требования, уменьшив их размер, просил обязать ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - колодцев, расположенных на территории населенных пунктов: <адрес> - 2 общественных колодца, <адрес> - 3 общественных колодца, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 11 общественных колодцев.

Представитель ответчика - и.о. главы администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Бельских Д.С. против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора Тербунского района не возражал, и объяснил, что все указанные колодцы расположены на территории Второго Тербунского сельсовета, признал необходимость контроля за состоянием источников децентрализованного водоснабжения граждан.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области Крынина Л.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, считала, что бесхозяйный статус источников децентрализованного водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на данной территории.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право прокурора на обращение в суд в защиту прав и свобод человека и гражданина, неопределённого круга граждан, предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В силу ст. 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной и безвредной, а лица, осуществляющие эксплуатацию нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

Согласно п. 1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Указанные в исковом заявлении объекты являются источниками децентрализованного водоснабжения - колодцами, вид деятельности - использование в целях питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха, что подтверждается экспертными заключениями Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» в Задонском районе, актами, протоколами лабораторных испытаний, исследований.

Суд принимает во внимание довод прокурора Тербунского района о том, что бесхозяйный статус колодца, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации, не исключает возможности загрязнения колодца, имеется угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений, что ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, поскольку согласно экспертным заключениям Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» № 134, 135 от 03.08.2012 г., № 133, 136,137 от 30.07.2012 г., № 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148 от 01.08.2012 г. все исследованные колодцы не соответствует требованиям санитарных правил СанПиП 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

В соответствии с п.п. 4, 23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, а также защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суд принимает уменьшение прокурором Тербунского района исковых требований о понуждения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учет источников децентрализованного водоснабжения в части 6 источников в <адрес> и 8 источников в <адрес>, поскольку из служебной записки помощника санитарного врача Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Липецкой области» в Задонском районе усматривается, что 6 колодцев в <адрес> заброшены, заболочены, их никто не использует в качестве источников водоснабжения, 1 источник водоснабжения является родником, а не колодцем; 4 колодца в <адрес> пересохли, не используются населением в качестве источников водоснабжения, 4 колодца находятся на земельных участках, принадлежащих гражданам ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., что подтверждается выписками из похозяйственных книг, справками администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет, схемой расположения колодцев.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что вышеуказанные объекты децентрализованного водоснабжения - общественные колодцы не имеют собственника, что подтверждается ответом на запрос из администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет от 16.03.2012 г. № 782, сообщением администрации Тербунского муниципального района Липецкой области от 20.04.2012 г., сообщением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 14.06.2012 г., уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 21.04.2012 г.

Администрация сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области является юридическим лицом, что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.12.2011 г.

Из п. 4, 8, 23 ст. 11 Устава сельского поселения Тербунский Второй сельсовет следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учётом вышеизложенного, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Тербунского района к администрации сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ следует освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию сельского поселения Тербунский Второй сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - общественных колодцев, расположенных на территории населенных пунктов: <адрес> - 1 общественный колодец; <адрес> (на расстоянии 350 м от жилых домов) - 1 общественный колодец; <адрес> - 1 общественный колодец;в качестве источников водовснабжения <адрес> - 1 общественный колодец; <адрес> - 1 общественный колодец; <адрес> - 1 общественный колодец; <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> (у поворота) - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец, <адрес> - 1 общественный колодец.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда через Тербунский районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий                                 А.Н. Малыхина

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2012 года.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200