Дело № 2 - 119/2011 апрель 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года пос. Умба
Терский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи - Березина А.Н.,
при секретаре Золотаревой Н.А.,
с участием сторон: представителя истца -помощника прокурора Терского района Мурманской области Лизина С.С., представителя ответчика - администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района по доверенности Чабуткина И.Г.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Терского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.09.2011 года принять в собственность автомобильную дорогу с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м., расположенную по адресу: Мурманская область, п. Умба, пер. Южный, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Терского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.06.2011 года принять в собственность автомобильную дорогу с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м., расположенную по адресу: Мурманская область, п. Умба, пер. Южный.
В обоснование своих требований указал, что данная автомобильная дорога с грунтовым покрытием находится на территории муниципального образования городского поселения Умба Терского района.
Несмотря на то, что данный участок дороги фактически являет бесхозяйным, ответчик до настоящего времени, в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1, 2, 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 215, ст. 225 ГК РФ, ст. 38, 86 Бюджетного кодекса РФ, не принял меры, направленные на принятие на учет указанного участка автомобильной дороги, а также на осуществление мероприятий по его содержанию и благоустройству.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лизин С.С. уточнил исковые требования, просил обязать ответчика принять в собственность автомобильную дорогу с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м., расположенную по адресу: Мурманская область, п. Умба, пер. Южный, в срок до 01.09.2011 года.
Представитель ответчика, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что на территории муниципального образования городское поселение Умба Терского района пер. Южный расположен участок автомобильной дороги с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м. Данный факт подтверждается Актом проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации МО ГП Умба от 21.03.2011 г.
Кроме того, в судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что указанный участок автомобильной дорогие не числится в реестре муниципального имущества муниципального образования городское поселение Умба Терского района, не является муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение Умба Терского района и собственник его не установлен. Данный факт подтверждается: вышеуказанным Актом проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации МО ГП Умба от 21.03.2011 г., в заключении которого указано - документов, подтверждающих факт принадлежности данных дорог какому-либо собственнику либо передачи его в оперативное управление или хозяйственное ведение, не имеется.
Таким образом, данный участок дороги, расположенный на территории городского поселения и обеспечивающий перемещение людей и грузов при помощи транспортных средств в пределах дорог, относится к бесхозяйному имуществу и правом на распоряжение и управления данным имуществом должно обладать муниципальное образование городское поселение Умба.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Положениями ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредствам материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В целях решения вопросов местного значения муниципальных образований используются доходы местных бюджетов, формируемые за счет налоговых поступлений от федеральных, региональных и местных налогов, а также финансовой помощи, предоставляемой субъектами РФ, на основании определения необходимых расходов (расходных обязательств) для решения указанных вопросов. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают только в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием договоров по данным вопросам.
Как следует из вышеизложенного, финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, будет признано нецелевым использованием средств местного бюджета.
Таким образом, до признания вышеуказанной автомобильной дороги муниципальным имуществом, администрация городского поселения не имеет возможности осуществлять мероприятия по её содержанию и благоустройству. Вместе с тем, организация дорожной деятельности является обязанностью органов местного самоуправления.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 №858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». Указанная целевая программа утверждена в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Мероприятия Программы направлены, в том числе, на решение задачи расширения сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройства.
Несмотря на то, что данный участок автомобильной дороги фактически является бесхозяйным, администрацией муниципального образования городского поселение Умба Терского района до настоящего времени не приняты действия, направленные на признание на него права муниципальной собственности, для обеспечения содержания и благоустройства.
Вместе с тем, бездействие органов местного самоуправления и непринятие ими мер, направленных на признание права муниципальной собственности на бесхозяйный участок автомобильной дороги, а также на обеспечение его содержания, может повлечь приведение его в негодность.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.09.2011 года принять в собственность автомобильную дорогу с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м., расположенную по адресу: Мурманская область, п. Умба, пер. Южный, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Умба Терского район в срок до 01 сентября 2011 года принять в собственность автомобильную дорогу с грунтовым покрытием длиною 123 м, площадью 339 кв.м., расположенную по адресу: Мурманская область, п. Умба, пер. Южный.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Терский районный суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.Н. Березин