о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов-колясочников и маломобильных граждан в аптеку



Дело № 2 - 223/2011                                                                             сентябрь 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года                                                                                                       пос. Умба

Терский районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи - Березина А.Н.,

при секретаре Золотаревой Н.А.,

с участием сторон: представителя истца - старшего помощника прокурора Терского района Мурманской области Поповой А.Н.,

ответчика - директора Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 13» Румянцевой Н.И., а также представителя третьего лица - Администрации муниципального образования Терский район Мурманской области - по доверенности Ковалевского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная аптека № 13» о возложении обязанности обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и маломобильных граждан на получение услуг, оказываемых МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>, суд

                                                             У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Терского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная аптека № 13» (далее МУП «ЦРА № 13») о возложении обязанности оборудовать вход в помещение МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями и устройствами (специально оборудованной лестницей (пандусом) для возможности доступа инвалидов - колясочников и маломобильных граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 17 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.14 Свода правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения для инвалидов и других маломобильных посетителей», на входе в помещение аптеки - МУП ЦРА №13, расположенного по адресу: <адрес>, не установлен пандус для инвалидов-колясочников, при этом вход в помещение аптеки оборудован ступеньками, препятствующими передвижению людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Указанные нарушения не обеспечивают инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание им равных условий с другими гражданами участия в общественной жизни, и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика оборудовать вход в помещение МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>, специальными приспособлениями и устройствами (специально оборудованной лестницей (пандусом) для возможности доступа инвалидов - колясочников и маломобильных граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

       В судебном заседании старший помощник прокурора Попова А.Н. уточнила исковые требования, просила возложить на ответчика обязанность обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и маломобильных граждан на получение услуг, оказываемых МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>,

      Ответчик - директор Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 13» Румянцева Н.И. в судебном заседании исковые требования признала полностью, суду пояснила, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по устранению данного нарушения будут произведены.

      Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования Терский район Мурманской области - по доверенности Ковалевский А.А. в судебном заседании пояснил, что учредителем предприятия МУП ЦРА № 13, основанного на праве хозяйственного ведения, от имени администрации Терского района Мурманской области выступает Отдел по управлению муниципальной собственностью и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Терского района. Однако, согласно Уставу ответчика, Предприятие действует как самостоятельный хозяйственный орган, является коммерческой организацией, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетные и иные счета в банках. Не возражает против признания иска ответчиком.

      Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, лицами, участвующими в деле не оспаривалось, подтверждено актом о проверке соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенными к акту фототаблицами, что крыльцо здания аптеки (МУП «ЦРА № 13») каменное, состоит из четырех степеней, с одной стороны крыльца имеются металлические перила, пандус отсутствует (л.д. 7-9), что затрудняет или делает невозможным доступ инвалидов - колясочников и маломобильных групп населения к аптечному прилавку.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, в соответствии с которыми законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе, в том числе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно части 1 статьи 15 Закона вышеназванного Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу пункта 4.14 Свода правил СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", аптечные прилавки должны быть доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Товар на прилавках следует располагать в поле зрения людей, сидящих в инвалидных креслах.

Согласно Уставу Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 13», Предприятие осуществляет деятельность в целях обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения жителей Терского района. Для данных целей Предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность по лицензиям: розничная торговля лекарственными средствами, бесплатный и льготный отпуск медикаментов по рецептам врачей Терской ЦРБ (л.д. 10-12).

При таких обстоятельствах, отсутствие специальных устройств (пандусов) затрудняет или делает невозможным доступ инвалидов - колясочников и маломобильных граждан в помещение аптеки (МУП «ЦРА № 13»), для приобретения лекарственных средств.

Таким образом, МУП «ЦРА № 13», в нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 2, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4.14 Свода правил СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", инвалидам-колясочникам и маломобильным гражданам не обеспечены условия для беспрепятственного доступа к аптечным прилавкам, то есть, не созданы равные с другими гражданами возможности.

       Указанные нарушения не обеспечивают инвалидам - колясочникам и маломобильным гражданам, условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание им равных прав и условий с другими гражданами участия в общественной жизни, гарантированных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19), нарушая тем самым их права. Кроме того, при посещении аптеки указанной категории граждан, отсутствие специальных приспособлений и устройств, для доступа инвалидов - колясочников и маломобильных граждан, может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, поэтому суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

       Принимая решение, суд учитывает, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МУП «Центральная районная аптека № 13», однако, до настоящего времени ответчиком никаких реальных мер по устранению выявленных нарушений не принято.

       Суд считает возможным согласиться с заявленным сроком и обязать МУП «Центральная районная аптека № 13» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и маломобильных граждан на получение услуг, оказываемых МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>, следовательно, имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

В соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.

Признание иска ответчиком принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц,

     В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход государства должна быть взыскана государственная пошлина в сумме 2000 рублей, так как исковые требования удовлетворены полностью.

       Однако, учитывая, имущественное положение ответчика, то есть трудности в финансировании, дотационный бюджет, выделение средств только на целевые расходы, суд считает справедливым, в силу ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты>.

       Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Иск прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Центральная районная аптека № 13» о возложении обязанности обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и маломобильных граждан на получение услуг, оказываемых МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>, удовлетворить.

       Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 13» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить доступ для инвалидов - колясочников и маломобильных граждан на получение услуг, оказываемых МУП "Центральная районная аптека № 13", расположенное по адресу: <адрес>.

       Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 13» государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Терский районный суд в десятидневный срок со дня его принятия судом в окончательной форме.

                                    Судья:                                              А.Н. Березин