Дело №2 - 48/2011 февраль 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2011 года Терский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи - Березина А.Н.,
при секретаре Бондаревой Н.В.,
с участием сторон: представителя истца - помощника прокурора Терского района Лизина С.С., представителя ответчика - администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района, по доверенности Ковалевского А.А.
рассмотрев дело по иску прокурора Терского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.09.2011 г. принять в собственность деревянный тротуар, расположенный в <адрес> от <адрес> до <адрес> длиной 540 м и шириной 1,3 м, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Терского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.09.2011 г. принять в собственность деревянный тротуар, расположенный в <адрес> от <адрес> до <адрес> длиной 540 м и шириной 1,3 м.
В обоснование своих требований указал, что данный тротуар находится на территории городского поселения Умба Терского района.
Несмотря на то, что тротуар является бесхозяйным, ответчик до настоящего времени, в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1, 2, 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 215, ст. 225 ГК РФ, ст. 38, 86 Бюджетного кодекса РФ, не принял меры, направленные на признание права муниципальной собственности на бесхозяйный тротуар, что не позволяет осуществлять мероприятия по его содержанию.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что на территории муниципального образования городское поселение <адрес> от <адрес> до <адрес> расположен деревянный тротуар, обеспечивающий перемещение людей и грузов без помощи транспортных средств, длиной 540 метров и шириной 1,3 метра. Данный факт подтверждается Актом, составленным 23.12.2010 г. представителем администрации городского поселения Умба и представителем прокуратуры.
Кроме того, в судебном заседании установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что указанный тротуар не числится в реестре муниципального имущества муниципального образования городское поселение Умба Терского района, не является муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение Умба и собственник его не установлен. Данный факт подтверждается: вышеуказанным Актом от 23.12.2010 г., в котором указано, что документов, подтверждающих факт принадлежности данного тротуара какому-либо собственнику либо передачи его в оперативное управление или хозяйственное ведение, не имеется, а также сообщением Администрации Терского района от 23.12.2010 г. №.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Положениями ст.2 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В целях решения вопросов местного значения муниципальных образований используются доходы местных бюджетов, формируемые за счет налоговых поступлений от федеральных, региональных и местных налогов, а также финансовой помощи, предоставляемой субъектами РФ, на основании определения необходимых расходов (расходных обязательств) для решения указанных вопросов. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают только в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием договоров по данным вопросам.
Таким образом, финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, будет признано нецелевым использованием средств местного бюджета.
Вышеуказанный тротуар, расположенный на территории городского поселения и обеспечивающий перемещение людей и грузов без помощи транспортных средств, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу и правом на распоряжение и управление данного имуществом должно обладать муниципальное образование городское поселение Умба.
Несмотря на то, что данный тротуар фактически является бесхозяйным, администрацией муниципального образования городское поселение Умба Терского района до настоящего времени не приняты действия, направленные на признание, на него права муниципальной собственности, для обеспечения надлежащего обслуживания.
Вместе с тем, бездействие органов местного самоуправления и непринятие ими мер, направленных на признание права муниципальной собственности на бесхозяйный тротуар, а также на обеспечение его надлежащего обслуживания, может повлечь приведение его в негодность, и как следствие нарушение прав граждан на охрану здоровья и жизни, гарантированных ст. 41 Конституции РФ, так как
Принимая решение, суд учитывает, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования требований законодательства РФ о постановке на учет бесхозяйного имущества, в ходе которой были выявлены указанные выше нарушения, однако, до настоящего времени ответчик реальных мер по юридическому оформлению тротуара, не принял.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Терского района Мурманской области, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования городское поселение Умба Терского района о возложении обязанности в срок до 01.09.2011 г. принять в собственность деревянный тротуар, расположенный в <адрес> от <адрес> до <адрес>, длиной 540 м и шириной 1,3 м удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Умба Терского район в срок до 01 сентября 2011 года принять в собственность деревянный тротуар, расположенный в <адрес> от <адрес> до <адрес>, длиной 540 м и шириной 1,3 м.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Терский районный суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.Н. Березин