Дело № 2-25/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года п. Умба
Терский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой Н.Н.
при секретаре Чабуткине Б.И.
а также сторон: прокурора Лизина С.С.
представителей МУП «ЖЭК» Бритвиной Е.В. и по доверенности Канахина С.В.
представителя ООО «ТЕК» по доверенности Сенюга Ф.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в защиту неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно- эксплуатационная контора» и обществу с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» о признании незаконными действий по ограничению теплоснабжения жилых домов п. Умба Терского района от котельных № 15 и № 18 и возложении обязанности незамедлительно обеспечить подачу теплоносителя потребителям п. Умба в соответствии с установленными нормативами, обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» обеспечить на котельных № 15 и № 18 п. Умба нормативный запас топлива в размере 0,940 тыс. тонн топочного мазута и 0,220 тыс. тонн топочного мазута соответственно,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту неопределённого круга лиц- потребителей к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно- эксплуатационная контора» (далее МУП «ЖЭК») и обществу с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» (далее - ООО «ТЭК») о признании незаконными действий по ограничению теплоснабжения жилых домов п. Умба Терского района от котельных № 15 и № 18 и возложении обязанности незамедлительно обеспечить подачу теплоносителя потребителям п. Умба в соответствии с установленными нормативами, и возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» обеспечить на котельных № 15 и № 18 п. Умба нормативный запас топлива в размере 0,940 тыс. тонн топочного мазута и 0,220 тыс. тонн топочного мазута соответственно, мотивируя тем, что между МУП «ЖЭК» и ООО «ТЭК» ДД.ММ.ГГГГ заключены договора № и № на снабжение тепловой энергией в горячей воде, согласно условиям которых ООО «ТЭК» обязуется подавать МУП «ЖЭК» тепловую энергию для предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению от источников теплоснабжения- котельных № 15 и № 18, а МУП «ЖЭК» обязуется принять и оплатить поставленную тепловую энергию. Указывает, что за счёт работы котельной № 15 обеспечивается теплоснабжение и снабжение горячей водой 70 жилых домов, в которых находятся 1822 жилых квартиры, за счёт работы котельной № 18 обеспечивается теплоснабжение и снабжение горячей водой 26 жилых дома с количеством 218 жилых квартир. 24 января 2011 года ООО «ТЭК» без уведомления МУП «ЖЭК» снизил температуру теплоносителя на котельной № 15 до 65 С, на котельной № 18 до 61 С. Вследствие введения такого ограничения граждане лишились возможности получать такую коммунальную услугу, как горячее водоснабжение в надлежащем качестве. Таким образом, ответчиками до ограничения подачи тепловой энергии не выполнены требования статей 540, 541 Гражданского кодекса РФ, п.п. 9, 49, 51, 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307, п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им топливно- энергетических ресурсов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05 января 1998 года № 1.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление лицом своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц. Статьёй 10 ГК РФ установлен запрет в отношении действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Кроме того, ООО «ТЭК» имеет договорные обязательства по поставке тепловой энергии перед образовательными учреждениями района, МУЗ «Терская ЦРБ», в настоящее время в нарушение жилищного и гражданского законодательства РФ ограничена подача теплоэнергии не только для граждан, проживающих в 96 многоквартирных жилых домах, но и граждан, посещающих образовательные учреждения района и МУЗ «Терская ЦРБ».
Учитывая, что ответчиками не выполнены требования п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им топливно- энергетических ресурсов в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации- потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно- энергетические ресурсы, организация- потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах. Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность на организацию- потребителей и энергоснабжающие организации до момента прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществить совместные действия, направленные на обеспечение гражданам- абонентам, добросовестно оплачивающим коммунальные ресурсы, подачи топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах. Введённое ограничение подачи тепловой энергии, в том числе, потребителям- гражданам, не имеющим задолженности по оплате коммунальных ресурсов, является незаконным, влечёт за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан- потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные ресурсы, на благоприятные условия жизни.
Причиной понижения температуры теплоносителя является отсутствие необходимого количества топочного мазута на указанных котельных. Согласно данным ООО «ТЭК» норматив создания запасов для котельной № 15 составляет 0,940 тыс. тонн мазута, тогда как фактический запас составляет 0,054 тыс. тонн; для котельной № 18 норматив составляет ).220 тыс. тонн мазута, а фактический запас составил 0,012 тыс. тонн.
Прокурор Лизин С.С. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив требования по созданию нормативного запаса, просит обязать создать нормативный запас топлива в пятидневный срок после вступления решения суда в законную силу, в дополнении указывает, что объём нормативного запаса топлива, который установлен был для ГОУТП «ТЭКОС», а не для ООО «ТЭК», с учётом тех обстоятельств, что ООО «ТЭК» приняло с ДД.ММ.ГГГГ мощности от «ТЭКОС», хотя вопрос передачи решался заранее, ничего по отношению к мощностям, ни место расположение, ни доставка топлива, ни ёмкости, ничего не изменилось, следовательно, и объём нормативного запаса другим не должен быть, а эксплуатировать тепловые энергоустановки без нормативного запаса недопустимо.
Представители ответчика МУП «ЖЭК» Бритвина Е.В. и Канахин С.В. иск не признали, поскольку они вплотную зависят по поставке населению тепловой энергии от ООО «ТЭК», с которым с момента организации начались проблемы, с декабря 2010 года ООО «ТЭК» ограничивает теплоснабжение в домах п. Умба путём снижения температуры теплоносителя, хотя согласно договорам при температуре воздуха -14 градусов, температура теплоносителя должна поставляться более 100 градусов, а фактически 65-70, на данный момент держут 80- 75 градусов и, как известно, запас мазута остался всего на сутки, что в условиях Севера недопустимо, от населения- потребителей коммунальных услуг поступают жалобы, на основании которых МУП «ЖЭК» производит замеры температуры в квартирах, что влечёт перерасчёт платы за данную услугу. МУП «ЖЭК» не бездействует, постоянно направляет претензии ООО «ТЭК», копии которых представлены суду. При этом, оплата населения МУП «ЖЭК» за коммунальные услуги составляет 90- 95%. Кроме того, задолженность не может быть основанием к таким мерам, как ограничение. Последнее ограничение ООО «ТЭК» ввело с 24 января 2011 года без всякого предупреждения МУП «ЖЭК». МУП «ЖЭК» не имеет, кроме указанных котельных, другого источника теплоносителя, а поэтому самостоятельно не может предпринять мер к поставке тепловой энергии населению.
Представитель ответчика - ООО «ТЭК» по доверенности Сенюга Ф.В. иск не признал, мотивируя тем, что ненадлежащее исполнение обязанностей по своевременной оплате счетов со стороны МУП «ЖЭК» за поставленную по договорам тепловую энергию привело к образованию задолженности по состоянию на 10.02.2011г. в размере 22 615 065,56 руб., что не могло обеспечить работу котельных в п. Умба в нормальном режиме до поступления новой партии топочного мазута. В связи с отсутствием необходимого запаса топочного мазута и отсутствием денежных средств для его закупки по вине, в первую очередь, МУП «ЖЭК», 24 января 2011 года ООО «ТЭК» было вынуждено снизить температуру теплоносителя, иначе могла произойти аварийная остановка котельных. Согласно ст. 486 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ, Постановления Правительства РФ №1 от 05 января 1998 года. Согласно пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и тепловой энергии, в случаях, когда к принадлежащим организации- потребителю сетям подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно- энергетические ресурсы, организация- потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах. Кроме того, ООО «ТЭК» не имеет договорных отношений с населением, а поэтому требование прокурора должно быть обращено к организации, имеющей договор с гражданами. По иску в части создания нормативного запаса топлива прокурором не приведено нормативного обоснования. Согласно п. 16 Инструкции об организации в Минэнерго России работы по расчёту и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (утв. Приказом Минэнерго России № 66 от 04.09.2008г) расчёт нормативного запаса топлива производится на 01 октября планируемого года. В срок до 1 октября года, предшествующего планируемому, общие нормативы запасов топлива утверждаются приказом Минэнерго России (п. 20 Инструкции). В данном случае, нормативы запасов топлива утверждены для ГОУТП «ТЭКОС» с учётом деятельности предприятия на территории ряда населённых пунктов. На дату начала эксплуатации арендованного имущества, 01.10. 2010 года, на котельных №№ 15, 18 п. Умба имелся запас топлива всего в размере 0,338 тыс. тонн, в связи с чем ГОУТП «ТЭКОС» не выполнило свои обязанности по созданию нормативных запасов топлива к 01.10. 2010г.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проанализировав юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено:
ООО «ТЭК» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является выработка и реализация тепловой энергии. Между МУП «ЖЭК» и ООО «ТЭК» ДД.ММ.ГГГГ заключены договора № и № на снабжение тепловой энергией в горячей воде, согласно условиям которых ООО «ТЭК» обязуется подавать МУП «ЖЭК» тепловую энергию для предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению от источников теплоснабжения- котельных № 15 и № 18, а МУП «ЖЭК» обязуется принять и оплатить поставленную тепловую энергию. Указывает, что за счёт работы котельной № 15 обеспечивается теплоснабжение и снабжение горячей водой 70 жилых домов, в которых находятся 1822 жилых квартиры, за счёт работы котельной № 18 обеспечивается теплоснабжение и снабжение горячей водой 26 жилых дома с количеством 218 жилых квартир. ООО «ТЭК» имеет договорные обязательства по поставке тепловой энергии перед образовательными учреждениями района, МУЗ «Терская ЦРБ». 24 января 2011 года ООО «ТЭК» без уведомления МУП «ЖЭК» снизил температуру теплоносителя на котельной № 15 до 65 С, на котельной № 18 до 61 С. Основной причиной не обеспечения температурного режима послужило отсутствие топлива, фактический запас которого по состоянию на 21 января 2011 года составил по котельной № 15 в объёме 139 тонн, по котельной № 18 в размере 38,4 тонны, итого на 6 дней, при том, что нормативный запас, утверждённый приказом Минэнерго РФ № 539 от 03.12.2009 года, ранее для ГОУТП «ТЭКОС» составлял по котельной № 15 в объёме 0,940 тыс. тонн топочного мазута, по котельной № 18 в объёме 0,220 тыс. тонн топочного мазута.
Согласно ст. 38 ФЗ «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объёмах, необходимых потребителю.
Право граждан- потребителей получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества закреплено и в п. 51 Правил, а обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах установлена п. 49 Правил.
В силу положений ст. 426 Гражданского кодекса РФ, договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 утверждён «Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно- энергетических ресурсов».
Данным постановлением установлен специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии и газа отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательства по оплате. Указанный порядок является льготным и распространяется на организации- потребители, прекращение или ограничение подачи которым топливно- энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей и тяжёлым экологическим последствиям, а также медицинских учреждений, организаций связи, объектов жилищно- коммунального хозяйства, объектов вентиляции, водоотлива и основных подъёмных устройств угольных и горнорудных организаций и метрополитена.
Согласно п. 6 указанного Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и тепловой энергии и газа организациям- потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно- энергетических ресурсов в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации- потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно- энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах.
Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность на организации- потребителей и энергоснабжающие организации до момента прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществить совместные действия, направленные на обеспечение гражданам- абонентам, добросовестно оплачивающим коммунальные ресурсы, подачи топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объёмах.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление лицом своих прав не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьёй 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В данном случае, непринятие должностными лицами ООО «ТЭК» и МУП «ЖЭК» мер по возобновлению установленного режима теплоснабжения населения п. Умба от котельных № 15 и № 18 влечёт за собой нарушение конституционных, жилищных прав граждан- потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные ресурсы, на благоприятные условия жизни, а поэтому их действия по ограничению теплоснабжения следует признать незаконными.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
В силу ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, защита жилищных прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 утверждены и зарегистрированы Минюстом России 02 апреля 2003 года за № 4358 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила), введённые в действие с 01 октября 2003 года.
Указанные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно- правовых форм, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки.
Согласно пунктам: 11.9. Правил «Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива».
4.1.1. Правил «Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами».
2.2.1. Правил « Руководитель организации обеспечивает:
- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил».
1.7. Правил «Ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно пунктам: 2.6.10 и 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 « В летний период должны быть проведены следующие работы:
а) по котельным - осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
Согласно п. 3.3 Постановления Правительства Мурманской области от 02 апреля 2010 года № 128-ПП/5 «О подготовке жилищно- коммунального хозяйства Мурманской области к работе в осеннее- зимний период 2010- 2011 гг.» «руководителям организаций жилищно- коммунального хозяйства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) необходимо создать к началу отопительного сезона нормативный запас топлива на котельных.
Ссылка представителя ответчика ООО «ТЭК» на то, что для ООО «ТЭК» не установлен и не утверждён нормативный запас топлива (мазута) на 2010 год, так как арендуемое имущество было передано по акту приёма- передачи 01.10.2010 года, тогда как нормативы для организаций электроэнергетики утверждаются Минэнерго России только к 01.10.2010 году и к ООО «ТЭК» не могут применяться нормативы, утверждённые для ГОУТП «ТЭКОС», по мнению суда, не допустима, поскольку арендатор должен нести всю ответственность, предусмотренную действующим законодательством за бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией, теплоснабжение и горячее водоснабжение, за соблюдение расчётных режимов работы котельных и тепловых сетей.
В подтверждение расчёта установленного нормативного запаса топочного мазута по котельным № 15 и № 18 п. Умба и о фактических запасах по состоянию на 01 октября 2010 года ответчиком ООО «ТЭК» представлена справка, согласно которой нормативный запас, утверждённый приказом Министерства энергетики РФ № 539 от 03.12.2009г., на котельной № 15 в размере 0,940 тыс. тонн, на котельной № 18 в размере 0,220 тыс. тонн, что не оспаривается ответчиком.
Ответчиком также не оспаривается, а подтверждается представленной информацией, что по состоянию на 21 января 2011 года фактический запас топлива (мазута) составил по котельной № 15 в размере 139,0тн, по котельной № 18 в размере 38,4 тн.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии на котельных нормативного запаса топлива.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что ООО «ТЭК» вынуждено снижать температуру теплоносителей, поскольку отсутствует необходимый запас топлива из- за имеющейся задолженности потребителей перед теплоснабжающей организацией, так как основным видом деятельности ответчика ООО «ТЭК» является выработка и реализация теплоэнергии, условиями договоров теплоснабжения с обслуживающими организациями- поставка тепловой энергии в горячей воде и, по мнению суда, взяв на себя определённые обязательства, ответчик должен их выполнять надлежащим образом, при этом, то, каким образом исполнитель выполняет условия договоров поставки теплоснабжения не должно затрагивать интересы потребителя, надлежащим образом исполняющего свои обязанности по оплате коммунальных услуг.
Обращение в суд прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав потребителей, неопределённого круга лиц, суд признаёт законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Таким образом, принимая во внимание, что ограничение подачи тепловой энергии потребителям п. Умба Терского района может неблагоприятно отразиться на условиях жизни граждан и состоянии их здоровья в зимних условиях Севера, суд считает необходимым обратить исполнение решения в части незамедлительной подачи теплоносителя в соответствии с установленными нормативами к немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков, не освобожденных от судебных расходов, подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, которая согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ составляет 200 рублей.
Руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 194- 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора в защиту неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Жилищно- эксплуатационная контора» и общества с ограниченной ответственностью «ТЭК» по ограничению теплоснабжения жилых домов п. Умба Терского района от котельных № 15 и № 18.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно- эксплуатационная контора» и общество с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» незамедлительно обеспечить подачу теплоносителя потребителям п. Умба Мурманской области от котельных № 15 и № 18.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» создать в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу на котельных № 15 и № 18 п. Умба Мурманской области нормативный запас топлива в размере 0,940 тыс. тонн и 0,220 тыс. тонн топочного мазута соответственно.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищно- эксплуатационная контора» и общества с ограниченной ответственностью «Тепловой энергетический комплекс» в доход государства государственную пошлину в размере по 100 (сто) рублей с каждого.
Решение за исключением взыскания государственной пошлины и создания нормативного запаса топлива обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Мурманский облсуд в течение 10 суток через Терский районный суд.
Председательствующий