Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010 года с. Теньгушево, Республика Мордовия
Теньгушевский районный суд Республики Мордовия, в составе:
судьи Наумкина Х.Н.,
при секретаре Турковой Н.Ю.,
с участием:
истицы Гр. О.
представителя ответчика администрации
<данные изъяты> сельского поселения
Теньгушевсокго муниципального района
<адрес> Гр. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Теньгушевского районного суда Республики Мордовия гражданское дело по исковому заявлению Гр. О. к администрации <данные изъяты> сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения, пользования и распоряжения земельным участком и включении его в состав наследуемого имущества,
установил:
Гр. О. обратилась в Теньгушевский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением, в котором указывает, что она обратилась с заявлением к нотариусу Теньгушевского нотариального округа Республики Мордовия, о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на земельный участок умершего ДД.ММ.ГГГГ Гр. В., проживающего по адресу: <адрес>. Нотариус своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства отказал, поскольку решение Исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Гр. В. 0,60 Га земли в собственность для ведения личного подсобного хозяйства не имеется. Вследствие этого, она не может юридически оформить свои наследственные права на земельные участки умершего Гр. В. Для реализации своих наследственных прав на землю умершего Гр. В. ей необходимо в судебном порядке установить факт владения и пользования на праве собственности Гр. В. земельными участками суммарной площадью 0,60 Га - один из которых расположен по адресу: <адрес>, другой также по <адрес> и включить земельные участки в состав наследства умершего Гр. В. Доказательствами, подтверждающими факт владения и пользования по праву собственности земельным наделом площадью 0,60 Га Гр. В. являются: 1) справка администрации <данные изъяты> сельского поселения Теньгушевского муниципального района, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; 2) свидетельство о праве собственности на землю №, выданное Гр. В. исполкомом <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что решением Исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Гр. В. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлена земля площадью 0,60 Га; 3) кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что земельный участок кадастровый №, местоположение которого по адресу: <адрес> принадлежал при жизни на праве собственности Гр. В.; 4) кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что земельный участок, имеющий кадастровый номер №, местоположение которого <адрес>, владел и пользовался при жизни на праве собственности Гр. В. Руководствуясь статьями 1112 и 1181 ГК Российской Федерации просила: установить факт владения и пользования на праве собственности Гр. В. земельными участками общей площадью 0,60 Га, одним из которых с площадью 3 000 (три тысячи) кв.м. имеющий кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>, и вторым, с площадью 3 000 (три тысячи) кв.м., имеющий кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> и включить указанные земельные участки в состав наследства, умершего ДД.ММ.ГГГГ Гр. В..
Истица Гр. О. в ходе судебного заседания заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Гр. И. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями Гр. О. она согласна. Действительно, Гр. В. в ДД.ММ.ГГГГ году было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 0,60 Га. Ему было выдано одно свидетельство на два земельных участка, расположенных по соседству. В ДД.ММ.ГГГГ году всем владельцам приусадебных участок на территории <данные изъяты> сельского поселения выдавались свидетельства о праве собственности на землю. Свидетельства выдавались на главу хозяйства. Спора по данному земельному участку не имеется. То, что Гр. В. не указан в решении исполкома <данные изъяты> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ является ошибкой работников сельского Совета.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, нотариуса Теньгушевского нотариального округа Республики Мордовия Гр. П. поступило заявление, в котором она просит дело рассмотреть в её отсутствие.
Свидетель Гр. Н. в ходе судебного заседания пояснил, что при жизни Гр. В. владел двумя земельными участками расположенными на оной стороне улицы. На одном из участков был дом в котором он проживал и на огороде сажал картофель, а на соседнем участке разводил пчел и использовал территорию соседнего приусадебного участка для расположения ульев, а старый дом в качестве омшаника для зимовки пчел.
Свидетель Гр. Т. в ходе судебного заседания пояснила, что умершего Гр. В. она знала хорошо. При жизни он владел, пользовался и распоряжался фактически двумя земельными участками как своими собственными: следил за их надлежащим состоянием, один из них обрабатывал их, сажал на нем картофель, свёклу и другие сельскохозяйственные культуры, а на другом у него стояли пчелосемьи.
Выслушав мнение истицы Гр. О., представителя ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Гр. И., свидетелей Гр. Н., Гр. Т., изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Гр. О. подлежат удовлетворению.
Постановлением нотариуса Теньгушевского нотариального округа Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Гр. О. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на земельный участок, принадлежавший Гр. В..
В ходе судебного заседания исследовалась копия наследственного дела № к имуществу Гр. В., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Гр. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения всё своё имущество, в том числе жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, завещал Гр. О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно копии свидетельства о смерти серии II - ЖК № Гр. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок общей площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, правообладатель земельного участка Гр. В., вид права - собственность.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок общей площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, правообладатель земельного участка Гр. В., вид права - собственность.
Согласно справки администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Гр. В. имел в собственности 60 соток земли.
Согласно копии свидетельства о праве собственности на землю № Гр. В. решением исполкома <данные изъяты> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № для ведения личного подсобного хозяйства Гр. В. выделен земельный участок площадью 0, 60 Га или 6 000 квадратных метров.
Как установлено в судебном заседании, Гр. В. на момент своей смерти владел и пользовался на праве собственности земельным участком площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком общей площадью 3 000 квадратных метров с кадастровым номером № расположенным по адресу: <адрес>.
В связи с чем, данный земельный участок, принадлежащий Гр. В., в соответствии со статьей 1112 ГК Российской Федерации должен войти в состав наследуемого имущества после смерти Гр. В.
В ходе судебного заседания исследовался дубликат решения исполкома Куликовского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. В данном решении указано 30 граждан, кому выделялись земельные участки. В данном списке Гр. В. нет.
Однако представитель ответчика Гр. И. в ходе судебного заседания пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году всем владельцам приусадебных участков на территории <данные изъяты> сельского поселения выдавались свидетельства о праве собственности на землю. То, что Гр. В. не указан в решении исполкома <данные изъяты> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ является ошибкой работников сельского Совета.
Из свидетельства о праве собственности на землю следует, что земельный участок выделен в собственность Гр. В. в размере 0,60 Га. Суд считает, что <данные изъяты> сельским Советом Гр. В. было выдано одно свидетельство на два участка. Данный факт в ходе судебного заседания подтвердил и представитель ответчика.
В соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О земельной реформе» при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов. Поскольку земельный участок находится на территории <данные изъяты> сельского поселения, то свидетельство выдавалось решением <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов. Данное свидетельство никем не обжаловалось, спора по поводу земельных участков не имеется.
Согласно статье 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В судебном заседании установлено, что Гр. В. добросовестно и открыто более 10 лет владел вышеуказанными земельными участками.
В соответствии со статьей 1112 ГК Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1114 ГК Российской Федерации временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.
Суд считает, что поскольку земельный участок общей площадью 3 000 (три тысячи) кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности Гр. В., он должен быть включен в состав наследуемого имущества, открывшегося после его смерти.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 17, 209, 1112 - 1114 ГК Российской Федерации, статьями 194 - 198, пунктом 10 части второй статьи 264 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Гр. О. к администрации <данные изъяты> сельского поселения Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения, пользования и распоряжения земельными участками и включении их в состав наследуемого имущества удовлетворить.
Установить факт владения, пользования и распоряжения на праве собственности Гр. В. земельным участком площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров, расположенным по адресу: <адрес> и земельным участком площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров, расположенным по адресу: <адрес>
Земельный участок площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и земельный участок с площадью 3 000 (три тысячи) квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, принадлежащие Гр. В. на праве собственности согласно свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ему ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполкома <данные изъяты> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № включить в состав наследуемого имущества, открывшегося после смерти Гр. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вынесения через Теньгушевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Х.Н. Наумкин