О признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011г. с.Теньгушево.

Теньгушевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Карякина В.Н., при секретаре Терехиной Н.С.,с участием: истца Чикина Ю.А., третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Чикиной Н.Г., представителя ответчика ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ по доверенности Чапаевой А.А., представителя ответчика УФСИН России по РМ по доверенности Паркиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикина Ю.А. к ответчикам ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ и УФСИН России по РМ о признании незаконным решение жилищно - бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ и дополнении к решению от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Чикина Ю.А. из очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении в очереди на получение и улучшение жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ с ДД.ММ.ГГГГ, обязать жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ включить его в список граждан, участников подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010г. и признать участником программы « Жилище» на 2009г., обязать рабочую группу УФСИН России по РМ включить его в список участников подпрограммы« Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010г.,

у с т а н о в и л:

Чикин Ю.А. обратился в Теньгушевский районный суд РМ с иском к ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия, к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Чикина Ю.А. из очереди на улучшение жилищных условий, о восстановлении Чикина Ю.А. в очереди на получение и улучшение жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ включить его в список граждан, участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и признать участником подпрограммы «Жилище» на 2009 год по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ, об обязании рабочей группы УФСИН России по РМ включить его в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы.

В обоснование своих требований, изложенных в заявлении, указал, что согласно протокола жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником этого учреждения, он был снят с очереди (учета) на улучшение жилищных условий.

Считает данное решение незаконным, нарушающим его жилищные права по следующим основаниям.

Он работал на различных должностях в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Был уволен по ст.58 п. «з» Положения о службе в органах внутренних дел, по ограниченному состоянию здоровья.

Решением жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/3 от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на улучшение жилищных условий, так как он с семьей проживали в неблагоустроенной квартире: печное отопление, водоснабжение и канализация отсутствовали.

На момент своего увольнения из органов уголовно-исполнительной системы он оставался проживать в прежнем жилом помещении, то есть его жилищные условия не были улучшены, а наоборот ухудшились, так как по заключению межведомственной комиссии Теньгушевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. Другого жилого помещения он и его семья не имеют.

Решением жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ он признан участником подпрограммы «Жилище на 2002-2010 годы».

Решением рабочей группы УФСИН России по Республике Мордовия по обеспечению реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 -2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ он был признан участником подпрограммы «Жилище» на 2009 год по ФБУ ЛИУ-36 УФСИН России по Республике Мордовия.

Без каких-либо оснований жилищно-бытовой комиссией ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с очереди (учета) на улучшение жилищно-бытовых условий, в которой состоял с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из протокола заседания этой комиссии поступило указание от Центральной жилищно-бытовой комиссии о снятии его с очереди на улучшение жилищных условий, как незаконно состоящего на очереди на улучшение жилищных условий.

Считает, что он был поставлен на улучшение жилищных условий на законных основаниях, в соответствии с действующими на то время нормами жилищного законодательства. Все эти годы он состоял в очереди на улучшение жилищных условий.

Согласно постановления Верховного Совета Республики Мордовия от 07 апреля 1994 года №1299-Х11 была установлена социальная площадь жилья государственного и муниципального жилищного фонда в размере 18 кв.метров общей площади на человека плюс 9 метров общей площади на семью.

В квартире, в которой он проживал с семьей, положенная по данному закону норма не соответствовала.

То есть, если бы он не был поставлен на учет на улучшение жилищных условий в 1999 году, он был бы поставлен на этот учет в последующие годы. Законность постановки на учет жилищно-бытовая комиссии учреждения, которая поставила его на учет, фактически сама подтверждала тем, что до ДД.ММ.ГГГГ она ежегодно оставляла его в этом списке.

При постановке его на учет на улучшение жилищных условий в 1999 году с его стороны какой-либо недостоверной информации, которая могла бы послужить основанием исключения его с учета, представлено не было.

В соответствии с ч.2 ст.6 Жилищного кодекса РФ действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В соответствии с ранее действовавшим жилищным законодательством он имел право на улучшение жилищных условий, поэтому на законных основаниях состоял на учете на улучшение жилищных условий, и поэтому считает, что решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка очередности на улучшение жилищных условий, является незаконным, нарушающим его жилищные права.

На судебных заседаниях истец Чикин Ю.А. свои исковые требования увеличил: просит суд признать незаконными и отменить протоколы жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий, восстановить его, Чикина Ю.А., в очереди на получение и улучшение жилищных условий в ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ с ДД.ММ.ГГГГ, обязать жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ включить его в список граждан, участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и признать участником подпрограммы «Жилище» на 2009 год по ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ, обязать рабочую группу УФСИН России по РМ включить его в список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы.

В судебном заседании истец Чикин Ю.А. исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по доверенности Чапаева А.А. иск не признала.

Представитель ответчика УФСИН России по РМ по доверенности Паркина С.В. иск не признала.

Выслушав пояснение истца Чикина Ю.А., третьего лица Чикиной Н.Г., представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск Чикина Ю.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия приняла решение об исключение Чикина Ю.А. с очереди на улучшение жилищных условия в соответствии с п.6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в части неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В судебном заседании представитель ответчика ФБУ ЛИУ-3 Чапаева А.А. поддержала решение ЖБК и пояснила, что ЖБК пришла к выводу о неправомерности действии членов ЖБК на период принятие на учет Чикина Ю.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть на период 1999г.

Данные неправомерные действия членов ЖБК заключаются в том, что для постановки на очередь Чикиным Ю.А. не был представлен полный перечень документов в соответствии с Постановлением Совета Министров МАССР от 1984 года №518, хотя предоставление данных документов является обязательным.

Согласно п.2 ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего при признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в 1999 году, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении, доме, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Основания признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания в указанных случаях изложены были в Положении по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания, утвержденном Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.

Рассмотрение соответствующих вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на междуведомственные комиссии местных органов власти. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносилось главой местной администрации. Утвержденный акт служил основанием для решения вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законодательством порядке.

По состоянию на момент постановки на очередь в 1999 году в учетном деле истца отсутствуют: решение главы местной администрации о непригодности его квартиры для проживания, акт межведомственной комиссии о признании квартиры истца непригодной для проживания. Жилищная комиссия ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ при принятии истца на очередь на улучшение жилищных условий в 1999 году документов о непригодности жилого помещения не затребовала, то есть превысила имеющиеся у нее полномочия и поставила на очередь истца без законных оснований, подтвержденных документально.

Ссылка в исковом заявлении на Постановление Верховного Совета РМ от 07 апреля 1994 года №1299 –Х11 о социальной норме жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда в размере 18 кв. метров общей площади на человека плюс 9 метров общей площади на семью является неправильной, так как нуждающимися в улучшении жилищных условий в 1999 году признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7, 0 кв. метров, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно п.7 постановления Совета Министров Мордовской АССР, Президиума областного совета профсоюзов от 3 декабря 1984 года №518 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР» в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 19 февраля 2001 года №58 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность общей площадью на одного члена семьи менее 12,5 кв. метров.

Из представленных истцом документов на декабрь 1999 года видно, что он имел состав семьи 4 человека, в связи с чем жилая площадь соответствовала нормам. Чикин Ю.А. в 1999 году не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий из-за недостаточности жилой площади. Ссылка в заявлении на отсутствие благоустройств жилого помещения: печное отопление, отсутствие канализации не является основанием признания жилого помещения непригодным для проживания ни на момент постановки истца на очередь, ни на настоящее время. Межведомственная комиссия, назначенная постановлением Главы администрации Теньгушевского муниципального района РМ от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, занимаемое Чикиным Ю.А. признала непригодным для проживания. В заключении комиссия указывает на необходимость проведения ремонта. Истец может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

В акте проверки жилищных условий Чикина Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что занимаемая им квартира имеет общую площадь 55 кв. метров, в том числе жилая- 49 кв. метров. То есть решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Чикина Ю.А. из очереди на улучшение жилищных условий является законным. Чикин Ю.А. был поставлен на учет на улучшение жилищных условий из-за неправомерных действий членов жилищно-бытовой комиссии, председатель комиссии не контролировал сбор документов.

Суд считает, что доводы представителя ответчика ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ о неправомерности должностных лиц принявших решение о постановке на учет Чикина Ю.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий являются не обоснованными.

В материалах учетного дела Чикина Ю.А. имеется рапорт Чикина Ю.А. на имя начальника учреждения ЖХ-385/3 в котором он просит поставить его на очередь на улучшение жилищных условий, так как имеет печное отопление и семья состоит из четырех человек, что не соответствует квадратным метрам жилой площади.

В судебном заседании истец Чикин Ю.А. пояснил, что основанием подачи рапорта послужило то, что его квартира была не благоустроена и не отвечала санитарным и техническим требованиям. Об этом знали все члены ЖБК, поскольку квартира являлась ведомственным жильем. В связи с чем, в рапорте он не стал указывать все недостатки квартиры, а написал, что печное отопление. Также он считал и считает в настоящее время, что площадь жилого помещения не соответствует требованиям к семье из четырех человек. Кроме этого на 1999г. в квартире была прописана его дочь, хотя она на тот момент была замужем, то есть фактически семья состояла из пяти человек. Решение жилищно бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на очередь на улучшение жилищных условий было. Почему оно не сохранилось, он не знает. Также не сохранились все документы которые он представлял комиссии это справка о составе семьи, финансово-лицевой счет. Акт межведомственной комиссии о признании квартиры не пригодной он не представлял и не знал, что это нужно. Кроме этого, он не просил признать квартиру не пригодной к проживанию, он просил улучшить его жилищные условия, поскольку строились дома благоустроенные с центральным отоплением, водопроводом и канализацией, что не было в их квартире.

Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ Чапаева А.А. пояснила, что решение ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ было, но оно не сохранено, поскольку было утеряно вместе с папкой протоколов ЖБК за 1999г. Также она подтверждает, что с 2000г. и по 2009г. жилищно-бытовая комиссия включала Чикина Ю.А. в список очередников на улучшение жилищных условий. Документы, представляемые Чикиным Ю.А. на заседание ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ также не сохранились.

Согласно пункту 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в РСФСР( в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1992г. №34 от 23 июля 1993г.№762, от 28 февраля 1996г.№, с изм., внесенными определением Верховного суда Российской Федерации от 16 апреля 2002г. № КАС 02-176, от 31 октября 2002г. № КАС 02-589 от 18 сентября 2003г. № КАС 03-413) для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Суд считает, что в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил Чикин Ю.А. представил в ЖБК все необходимые для решения вопроса документы в частности выписку из домовой книге, справку о составе семьи, копию финансового лицевого счета. Как пояснил истец Чикин Ю.А. другие документы от него не требовали, так как квартира являлась ведомственная и все необходимые документы находились в Учреждение ЖХ-385/3.

Согласно пункту 13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров МАССР и президиумом облсовпофа от 03 декабря 1984г. №518, действовавших в 1999г. поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

Истец Чикин Ю.А. показал, что после написания рапорта к нему с проверкой его жилищных условий приходили члены жилищно-бытовой комиссии, составляли акт проверки.

Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-3 Чапаева А.А. пояснила, что в учетном деле данного документа нет.

При таких обстоятельствах суд считает, что истцом Чикиным Ю.А. в жилищно- бытовую комиссию представлялись все необходимые документы для решения вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Также жилищно-бытовой комиссией в декабре 1999г. после обращения Чикина Ю.А. о постановке его на учет проводилось обследования жилищных условий Чикина Ю.А. По неизвестной причине, по вине ответчика документы не сохранились.

Согласно спискам очередности граждан на получение жилой площади и улучшении жилищных условий по Учреждению ЖХ-385/3, далее по ФГУ ЛИУ-3 и ФБУ ЛИУ-3 за период 2000г. по 2002г. Чикин Ю.А. значиться как стоящий на очереди на улучшение жилищных условий. С 2003г. по 2009г. в связи с недостаточной общей площади.

Истец Чикин Ю.А. пояснил, что заявление им подано с целью улучшение жилищных условий, так как квартира не благоустроена. В связи с чем, он стоял в списке на улучшение жилищных условий в связи с тем, что квартира не благоустроена. Почему в последующем стали указывать, что он стоит в очереди в связи с недостаточной общей площади он не знает, заявление он не писал и жилищно-бытовая комиссия иного заявления кроме как от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривала. Он считает, что была допущена ошибка при оформлении списка.

Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-3 Чапаева А.А. пояснила, что она согласна с тем, что Чикин Ю.А. стоял на улучшении жилищных условий. В списках за период с 2003г. по 2009г. была допущена ошибка.

В связи с чем, суд считает, что Чикин Ю.А. с период 2000г. по 2009г. стоял на очереди на улучшении жилищных условий.

Поскольку протокол заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не сохранен суд не может с точностью определить по каким именно основаниям Чикин Ю.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Чикин Ю.А. пояснил, что основанием постановке его на учет являлось то, что квартира не была благоустроена, не отвечала санитарно-техническим требованиям. Кроме этого он считает, что жилая площадь не соответствовала норме на 5 человек, поскольку в соответствии с Согласно постановления Верховного Совета Республики Мордовия от 07 апреля 1994 года №1299-Х11 была установлена социальная площадь жилья государственного и муниципального жилищного фонда в размере 18 кв.метров общей площади на человека плюс 9 метров общей площади на семью.

Судом установлено, что на момент рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Чикина Ю.А. действовали положения, предусмотренные статьей 29 ЖК РСФСР на основании которых, граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Одним из оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условии является обеспеченность граждан жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органом власти субъекта Российской Федерации.

Суд считает, что на момент рассмотрения заявления Чикина Ю.А. следовало руководствоваться Правилами учета граждан, согласно п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представления жилых помещений в Мордовской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров МАССР и Президиума облсовпрофа от 03 декабря 1984 № 518 в 1999 году нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7, 0 кв. метров, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В ходе исследования судебных документов установлено, что в актах обследования жилищных условиях и в списках очередности на получение, расширение и улучшение жилищных условий указано общая площадь 55 кв.м., жилая 30 кв.м.

В ходе судебного заседания был исследован технический паспорт на дом <адрес> от 2006г., согласно которого общая площадь жилого помещения составляет 59,9 кв.м. в том числе жилая 35,2 кв.м, подсобная 24.7 кв.м.

Суд принимает за основу данные технического паспорта, поскольку он составлен специалистом с помощью технических приборов измерения.

В 1999 году, когда Чикин Ю.А. написал заявление о постановке его на учет на улучшение своих жилищных условий, чтобы признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с необеспеченность его жилой площадью, его семья состояла из 4 человек.

Суд считает, что при наличии 5 членов семьи, на момент подачи заявления в ЖБК, что указано Чикиным Ю.А. в судебном заседании и подтверждено представленными документами в частности выписками из домой книги, семья Чикина Ю.А. должна иметь жилую площадь не менее 35кв. метров (7 кв.метров х5), что соответствует требованиям согласно технического паспорта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения Чикина Ю.А. с заявлением в жилищно-бытовую комиссию его квартира по жилой площади отвечала требованиям законодательства на семью из 5 человек.

Согласно ст.40 Жилищного Кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, и действующего во время постановки Чикина Ю.А. в очередь на улучшение жилищных условий, жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

К элементам благоустройства относятся водопровод, канализация, центральное отопление, ванна, электрическое освещение, газ, горячее водоснабжение, лифт, мусоропровод. Уровень благоустройства жилищного фонда в разных населенных пунктах неодинаков: в городах он значительно выше, в сельской местности, как правило полностью благоустроенными являются лишь многоквартирные жилые дома. Представляемые жилые помещения должны соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям. То есть они должны отвечать, в частности, объемно-планировочными параметрами ( высота, площадь, изолированность и др.), температурно-влажными показателями ( температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.). При этом жилые помещения должны отвечать и строительным требованиям ( не быть аварийными, ветхими, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных строениях). Полный перечень указанных показателей содержало «Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания», утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г.№529.

В судебном заседании исследовался вопрос о соответствии на период 1999г. жилого помещения занимаемого Чикиным Ю.А. санитарным и техническим требованиям.

В ходе судебного заседания истец Чикин Ю.А. пояснил, что документальных доказательств подтверждающих факт того, что квартира не отвечала санитарным, техническим и противопожарным требованиям не имеется, поскольку такого обследования междуведомственная комиссия не проводила, а акт обследования жилищных условий, проводимый жилищно-бытовой комиссией в 1999г., не сохранился по вине ответчика.

Представители ответчиков Чапаева А.А. и Паркина С.В. суду пояснили, что у них также отсутствуют документы как подтверждающих, что квартира не соответствовала санитарным и техническим требованиям, так и отрицающих данный факт.

Истец Чикин Ю.А. суду пояснил, что на 1999г. в <адрес> имелось отопление печное. Две печки голландки расположенные на кухне и в зале, топились дровами, имелся подвод холодной воды на кухню, водоотвод от раковины на кухне в канализацию труба диаметр 32 мм и яму выгребную( септик) для всего дома. Туалет в квартире отсутствовал. Вентиляция в квартире и в доме отсутствовала. Электрическое освещение с 1999г. по настоящее время не менялось, количество окон, и площади оконных проемов остались прежними, перепланировки внутри квартиры не было. Сырость в квартире, плесень на стенах квартиры в осеннее - зимний период на кухне, в спальне. На 1999г. и в настоящее время, дом располагается в 150 метрах от ЖХ-385/3 ( в настоящее время ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ) для осужденных больных туберкулезом. На 1999г. газа в доме не было, поскольку газификация <адрес> было в 2002г.

Третье лицо на стороне истца Чикина Н.Г. подтвердила пояснение Чикина Ю.А.

В соответствии со ст.55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения, полученные из объяснения сторон, показаний свидетелей.

В связи с чем, суд, по ходатайству истца Чикина Ю.А. допросил свидетелей по вопросу о благоустройстве квартиры Чикина Ю.А. расположенного по адресу: <адрес> на период 1999г.

Свидетель ФИО7 суду пояснил, что в 1999г. он являлся заместителем председателя жилищно-бытовой комиссии Учреждения ЖХ-385/3 и в составе членов жилищно-бытовой комиссии проверял жилищные условия Чикина Ю.А. Жилищно-бытовая комиссия пришла к выводу, что квартира, которую занимал Чикин Ю.А. со своей семьей, является не благоустроенной и не соответствует санитарным, техническим и противопожарным требованиям. В 1999г. в квартире Чикиных было печное отопление, две печки голландки на кухне и в зале, топились дровами. В квартире была холодная вода, горячей не было. Канализации не было, был водоотвод от раковины. От сырости в квартире стены в спальне и в зале плесневели и чернели, особенно с наступлением осенне-зимнего периода, когда начинали топить голландки. Было подсобное помещение для ванны и туалета, но канализации не было. Вентиляции в доме не было. Качество дома было очень плохое. В администрации Учреждения ЖХ-385/3 не было средств для проведения ремонта в доме. По жилой площади квартира соответствовала на тот период нормам. На 1999г. в <адрес> имелось 4 многоквартирных дома из кирпича, в которых все 72 квартиры были благоустроенными. Имели центральное отопление, канализацию, ванную и туалет. Данные дома также находились на балансе Учреждения ЖХ-385/3.

Свидетель ФИО8 суду пояснил, что в 1999г. он работал в должности начальника Учреждения ЖХ-385/3. Дом, в котором проживает Чикин Ю.А. построен в 1983г. Дом барачного типа, 10 квартирный деревянный. В доме отопление было печное, имелся подвод холодной воды на кухню. Вентиляция, канализация отсутствовали, имелся водоотвод от раковины на кухне в канализационную яму. Удобства во дворе. В квартире сырость, плесень на стенах, так как дом построен из материала плохого качества, процесс гниения идет и в настоящее время. На 1999г. в <адрес> имелось 4 многоквартирных дома из кирпича, в которых все 72 квартиры были благоустроенными. Имели центральное отопление, канализацию, ванную и туалет. Данные дома также находились на балансе Учреждения ЖХ-385/3.

Свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11 подтвердили пояснение истца Чикина Ю.А. о наличии сырости в квартире, плесени на стенах, какие удобства были в квартире.

Поскольку вопрос о соответствии занимаемого истцом и его семьей жилого помещения санитарным, техническим, противопожарным требованиям по состоянию на 1999г. требует специальных познаний в данных областях была проведена судебно-строительная экспертиза.

На разрешении экспертов были поставлены следующие вопросы: соответствовала ли квартира на период 1999г. строительным, санитарным, техническим и противопожарным требованиям? Соответствует ли квартира в настоящее время данным требованиям? Процент износа квартиры на 1999г.?

Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, по первому вопросу:

На период 1999г. были отдельные несоответствия строительным нормам и СниПам, санитарно-гигиеническим и пожаротехническим нормам и правилам в части сопротивления теплопередаче существующих наружных стен и чердачных покрытий(п. 2.1. СНиП 11-3-79 « Строительная теплотехника»), размеров продухов техподполья ( п.1.47 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»), отсутствия горячей воды, канализации и шланга ( рукава) первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии ( п.3.1 и 3.1 а СНиП 2.08.01 -89 « Жилые здания»), несоответствия отметки пола квартиры п.23 раздела 2 « Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

По второму вопросу о соответствии квартиры на период проведения осмотра экспертом строительным, санитарным, техническим и противопожарным требованиям следует, что не соответствия строительным, санитарным, техническим и противопожарным требованиям имевшие место в 1999г. остались. Кроме этого, имеются несоответствия п.7.33 в части оборудования жилых помещений квартир ( кроме санузлов, ванных комнат, душевых, постирочных, саун), автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям НПБ 66-97, п.11.3 в части оснащения инженерные системы здания приборами учета холодной воды, электроэнергии и газа при централизованном снабжении, несоответствия отметки пола квартиры п.23 раздела 2 « Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Вентиляционный канал не отвечает п.3.89,3.90,3.91,3.92,3.93 СНиП 2.04.05-91 « Отопление, вентиляция и кондиционирование», п.8.3,8.4 СНиП 31-02-2001 « Дома жилые одноквартирные», п.Г.10, Г.12 СП 42-101-2003 « Общие положения по проектированию и строительству газораспорядительных систем из металлических и полиэтиленовых труб».

По третьему вопросу о проценте износа квартиры на 1999г. эксперт указал о невозможности дачи заключения в виде истечения времени более одиннадцати лет, поскольку за данный срок произошел значительный износ конструктивных элементов дома, проводился частичный ремонт отдельных конструкций и элементов дома.

На момент осмотра степень физического износа несущих и ограждающих конструкций и других элементов квартиры составляет 45.3%. Состояние квартиры неудовлетворительное. Степень физического износа основных несущих и ограждающих конструкций и других элементов холодной пристройки составляет 47.9%. Состояние холодной пристройки неудовлетворительное.

Эксплуатация здания возможна с ограничениями. Требуется немедленный капитальный ремонт здания с восстановлением или частичной заменой фундаментов, стен, перекрытий, покрытия крыши, инженерного оборудования.

Суд считает, что показаниями свидетелей и экспертным заключением подтверждается факт того, что на 1999г. квартира, в которой проживает Чикин Ю.А. была не благоустроенной применительно к <адрес>, не соответствовала санитарно-техническим требованиям.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Чикина Ю.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является обоснованным и законным по тем основаниям, что квартира не соответствовала санитарно-техническим требованиям.

В настоящее время, согласно данного экспертного заключения, квартира не в полной мере соответствует требованиям санитарным и техническим требованиям, что подтверждает выводы комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о том, что квартира не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, а также выводам межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости срочного капитального ремонта всего дома.

На основании вышеизложенного суд считает, что решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Чикина Юрия Алексеевича из списка очередности на улучшение жилищных условий в соответствии с п.6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, признать незаконными и отменить.

Восстановить Чикина Юрия Алексеевича в списке очередности на улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСМИН России по РМ с ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку решение жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ признаны судом незаконными жилищно-бытовая комиссия ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ обязана включить Чикина Ю.А, в список граждан участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., поскольку основанием исключения его из данной федеральной программы являлось снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель ответчика Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Мордовия Паркина С.В. исковые требования Чикина Ю.А. не признала и пояснила, что УФСИН России по РМ права Чикина Ю.А. не нарушала. С учета как нуждающиеся в улучшении жилищных условий он был снят решением ЖБК ФБУ ЛИУ-3 которое является юридическим лицом и самостоятельно принимает решение. УФСИН России по РМ Чикин Ю.А. был включен в сводный список граждан-участников подпрограммы « выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством на получение ГЖС в 2010г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия.

Однако в виду того, что он был снят с учета решением жилищно-бытовой комиссией ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ в окончательный список Чикин Ю.А. не был включен.

В материалах дела имеется сводный список граждан-участников подпрограммы « выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством на получение ГЖС в 2010г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия не имеющий даты и подписанный заместителем начальника УФСИН России по РМ И.И. Видашевым, в котором имеется под номером 27 Чикин Ю.А.

Однако имеется и другой список также на 2010г. подписанный начальником УФСИН России по РМ Малковым В.А. от ДД.ММ.ГГГГ где Чикин Ю.А. отсутствует, то есть Чикин Ю.А. был исключен из сводного списка.

В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по РМ Паркина С.В. пояснила, что Федеральная программа «Жилье» действовала на период 2002-2010г. В настоящее время программа не продлена и Чикин Ю.А. не может быть признан участником данной программы.

В соответствии со статьей 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Суд считает, что поскольку в результате незаконных действий ответчиков Чикин Ю.А. был исключен из сводного списка граждан участников подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством на получение ГЖС в 2010г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, его положение должно быть восстановлено до нарушения права.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать УФСИН России по Республике Мордовия включить Чикина Ю.А. в сводный список граждан-участников подпрограммы « выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010г. на получение государственного жилищного сертификата в 2010г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Чикина Юрия Алексеевича удовлетворить.

Решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищно-бытовой комиссии ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Чикина Юрия Алексеевича из списка очередности на улучшение жилищных условий, признать незаконными и отменить.

Восстановить Чикина Юрия Алексеевича в списке очередности на улучшение жилищных условий по ФБУ ЛИУ-3 УФСМИН России по РМ с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать жилищно-бытовую комиссию ФБУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ включить Чикина Ю.А, в список граждан участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010г.

Обязать УФСИН России по Республике Мордовия включить Чикина Ю.А. в сводный список граждан-участников подпрограммы « выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010г. на получение государственного жилищного сертификата в 2010г. по Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его вынесения, через Теньгушевский районный суд.

Судья В.Н.Карякин.