о возложении на администрацию Теньгушевского муниципального района РМ обязанности по обустройству безопасного подъема для инвалидов



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года с. Теньгушево, Республика Мордовия

Теньгушевский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи                          Наумкина Х.Н.,

при секретаре                                      Жарковой О.С.,

с участием: прокурора                                  Кошелева Ф.В.,

представителя ответчика администрации

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия                                   Гордеевой С.В..,

специалиста                                     ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Теньгушевского района Республики Мордовия (в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обустройству безопасного подъема для инвалидов,

установил:

прокурор Теньгушевского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой Теньгушевского района Республики Мордовия проведена проверка соблюдения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. В результате проверки от 23 декабря 2011 года установлено, что здание Дома культуры находящегося в собственности Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия не имеет средств доступа инвалидов, а именно пандуса и опорных устройств. Данные нарушения влекут невозможность доступа маломобильной категории граждан (инвалидов) в здание Теньгушевского районного дома культуры, являющегося объектом социальной инфраструктуры, что является нарушением их прав. Государственная гарантия прав инвалидов выражается в предоставлении им соответствующих субъективных прав и одновременно возложении на государство обязанности создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этих прав.

Просил обязать администрацию Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия обустроить безопасный подъем на уровень площадки входа в здании Теньгушевского районного дома культуры, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Теньгушевский муниципальный район, с. Теньгушево, ул. Ленина, д. 72 для безопасного передвижения инвалидов в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании прокурор Теньгушевского района Республики Мордовия Кошелев Ф.В. заявленные исковые требования поддержал полном объеме.

Представитель ответчика начальник юридического отдела администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Гордеева С.В., исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что действительно здание Теньгушевского районного дома культуры не обеспечено средствами доступа для инвалидов и маломобильных категорий населения.

Допрошенная в качестве специалиста начальник отдела архитектуры и строительства администрации Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 суду пояснила, что средства беспрепятственного доступа инвалидов к зданию Теньгушевского районного дома культуры отсутствуют. Каких либо препятствий согласно строительно-технических нормативов и конструктивных особенностей здания для установки пандуса и опорных устройств не имеется.

Выслушав пояснения сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью первой статьи 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в редакции от 03 ноября 1999 года) и Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

Также СНиП 35-01-2001 предусматривает требования к лестницам и пандусам (раздел 3 пункты 3.14, 3.17,3.27-3.33). Так, согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 метра необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 13 ГА № 171075, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия Теньгушевскому муниципальному району Республики Мордовия на праве собственности принадлежит здание Теньгушевского районного дома культуры общей площадью 2 340 квадратных метров находящееся по адресу: Республика Мордовия, Теньгушевский район, с. Теньгушево, ул. Ленина, д. 72, с кадастровым (или условным) номером 13-13-02/006/2007-034, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02 февраля 2007 года сделана запись регистрации № 13-13-02/006/2007-034.

По результатам проверки соблюдения законодательства о доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, согласно акта от 23 декабря 2011 года, а также справки № 835 от 23 декабря 2011 года, установлено, что здание Теньгушевского районного дома культуры в нарушение пунктов 3.9, 3.14, 3.17,3.27-3.33 СНиП 35-01-2001, не имеет средств доступа инвалидов, а именно пандуса и опорных устройств.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры приводит к нарушению гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Прокурор при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно пункта 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, администрация Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Теньгушевского района Республики Мордовия удовлетворить.

Обязать администрацию Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия обустроить безопасный подъем на уровень площадки входа в здании Теньгушевского районного дома культуры, расположенного по адресу: Республики Мордовия, Теньгушевский муниципальный район, с. Теньгушево, ул. Ленина, д. 72 для безопасного передвижения инвалидов в соответствии с требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Теньгушевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня получения копии решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья          Х.Н. Наумкин