ДЕЛО №1-96/11
П Р И Г О В О Р.
Именем Российской Федерации.
г. Темрюк 22 апреля 2011 г.
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Курбанова Е.Н.
С участием помощника прокурора Темрюкского района Маркиной Е.Ю.
Подсудимого Калиниченко А.И.
При секретаре Булаховой М.В.
Рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Калиниченко А.И., <данные изъяты>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Калиниченко А.И., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
11 декабря 2010 года около 13 часов 00 минут, Калиниченко А. И., управляя технически исправным легковым автомобилем «ВАЗ - 21100» <данные изъяты> двигался в светлое время суток, по 129 километру федеральной автомобильной дороги М-25 «Новороссийск – Керченский пролив», со стороны Керченского пролива в направлении г. Новороссийска, совместно с пассажирами Д.И.В. и С.С.В.
Двигаясь в вышеуказанном направлении, без учета сложившихся дорожных и метеорологических условий, связанных с обильным снегопадом и ветром, со скоростью, которая не обеспечивала постоянный контроль над движением транспортного средства 80 км/ч, Калиниченко А.И. двигаясь по закруглению дороги, увидел автомобиль, двигающийся во встречном направлении по его полосе движения, однако он при возникновении опасности для движения, мер к остановке своего транспортного средства, не меняя направления движения, не принял вследствие чего допустил съезд в правый кювет и наезд на произрастающее там дерево.
В результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля «ВАЗ - 21100» <данные изъяты><данные изъяты> Д.И.В. причинены телесные повреждения в виде раны в лобной области. Раны в правой затылочной области. Множественных ссадин на лице. Раны в левой височной области. Многооскольчатого вдавленного перелома лобной кости. Перелома передней черепной ямки. Перелома задней черепной ямки справа. Перелома свода черепа. В связи с тем, что все повреждения у Д.И.В. объединены единым механизмом возникновения, являются опасными для жизни и квалифицируются как у живых лиц как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинно следственной связью с наступлением смерти. Непосредственной причиной смерти Д.И.В. явилась открытая тупая черепно-мозговая травма головы: многооскольчатый вдавленный перелом лобной кости; перелом передней черепной ямки; перелом задней черепной ямки справа; перелом свода черепа; ушиб головного мозга с субдуральным кровоизлиянием в лобной области, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки головного мозга и в желудочковую систему; размозжение лобных долей головного мозга в виде детрита, которое осложнилось травматическим шоком, коэффициент шока 0,91 что подтверждается морфологическими и судебно – гистологическими данными.
Своими действиями Калиниченко А.И. нарушил требования Правил дорожного движения РФ: п. 1.3 - участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки; п. 1.5 - участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; п. 9.1 - количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств); 9.9. - запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил); п. 10.1 - водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.), что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия.
В судебном заседании подсудимый вину признал частично и показал, что 11.12.2010 г. утром ему на сотовый телефон позвонила знакомая Д.И.В., которая проживала на Украине. Она часто приезжала в Темрюкский район к своим родителям, которые проживают в ст. Курчанской. Д.И.В. попросила его приехать в «Порт Кавказ» забрать её и отвезти к родителям в ст.Курчанскую, на что он согласился. В это же время ему позвонила С.С.В., которая попросила отвезти её в ст.Тамань. Он выехал из дома, где в городе забрал С.С.В. и они вместе поехали в «Порт Кавказ». Приехав в «Порт Кавказ», он с парома встретил Д.И.В., которая села на заднее пассажирское сидение с правой стороны автомобиля, С.С.В. сидела на переднем пассажирском сиденье. Выехав с порта Кавказ, поехали в ст. Курчанскую, двигались по автодороге «Новороссийск- Керченский пролив». Погодные условия были плохие, шел дождь со снегом. Видимость из салона автомобиля была нормальная, дорожное покрытие асфальт, дорога была без повреждений. Автодорога имела две полосы для движения автомобилей во встречных направлениях, разделенные дорожной разметкой. Калиниченко А.И. двигался со скоростью около 80 км./ ч., дорожных знаков на автодороге не было. Он двигался по своей полосе движения на расстоянии около 1 метра от правой границы проезжей части, по направлению движения в сторону г.Темрюка. Проехав пост милиции, который расположен в пос. Ильич, Темрюкского района, он продолжил движение со скоростью около 80 км./ч. Проехав около 5 км. дорога стала уходить под изгибом в левую сторону, поворот был плавный, он двигался по своей полосе движения и стал входить в поворот. Когда он вошел в поворот и наполовину его преодолел, в этот момент заметил что ему на встречу, по его полосе движения движется автомобиль «Волга». Чтобы уйти от лобового столкновения, Калиниченко А.И. совершил резкий маневр вправо, и выехал на правую обочину и объехал встречный автомобиль. Но из-за того, что шел мокрый снег, его автомобиль стало заносить. Калиниченко А.И. всячески пытался удержать и вывести автомобиль на проезжую часть дороги, но у него ничего не получилось. Автомобиль полностью выкинуло с дороги и понесло по валу, с которого они резко стали сползать вниз под углом, в следующий момент произошло касательное столкновение правой стороной автомобиля с растущим деревом, после чего от удара автомобиль развернуло и они врезались во второе дерево передней частью автомобиля. Когда автомобиль полностью прекратил движение, то не выходя из автомобиля, он привел в сознание С.С.В., так как она должна была больше всех пострадать, но с ней было все в порядке. Калиниченко А.И. обратил внимание на Д.И.В., которая лежала на заднем сидении, и спросил у неё, как она себя чувствует, но она ничего не ответила. На коврике автомобиля было много крови, и Калиниченко А.И. понял, что Д.И.В. погибла. Как пояснил в суде Калиниченко А.И., видимо, Д.И.В., пыталась выпрыгнуть из автомобиля до удара, так как дверь с ее стороны была открыта и соответственно получила указанные травмы. Далее, подсудимый вызвал милицию и скорую помощь. Как утверждал в суде, Калиниченко А.И., в сложившейся ситуации он сделал все, для предотвращения ДТП, т.е. снизил скорость, принял меры для того, чтобы не допустить столкновение со встречной машиной.
Однако, вина подсудимого подтверждается материалами дела, исследованными в суде.
С согласия сторон, по ходатайству гособвинителя, были оглашены показания не явившейся потерпевшей Е.К.В., которая в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.130), данные ею в ходе предварительного расследования, которые получены в соответствии с требованиями УПК РФ.
Так, Е.К.В. в ходе предварительного расследования поясняла, что погибшая Д.И.В. её мать, они все вместе проживали в республике Украина. В России в ст. Курчанской Темрюкского района у нее проживает бабушка и дедушка. Мать часто ездила к ним в гости. 10.12.2010 года мать решила очередной раз поехать к родным и забрать их с собой на Украину. Около 19 часов 40 минут она села на рейсовый автобус «Одесса – Краснодар». 11.12.2010 года около 12 часов 40 минут у парома в Порту Кавказ ее должен был на автомобиле встретить знакомый Калиниченко А.И. Около 16 часов 40 минут того же дня ей на сотовый телефон позвонили родственники и сообщили что мать попала в ДТП и ее тело находится в морге г. Темрюка. Приехав в г. Темрюк она встретилась с Калиниченко А.И. который ей сообщил, что он был водителем и попал в ДТП, в результате чего погибла ее мать. При этом он сообщил, что на его полосу движения выехал неустановленный автомобиль, но он не останавливаясь, включив пониженную передачу, стал совершать маневр объезда, но так как погодные условия были плохие, его автомобиль кинуло в обочину, где они совершили наезд на дерево (л.д.35-37).
С согласия сторон, по ходатайству гособвинителя, были оглашены показания свидетеля С.С.В., данные ею в ходе предварительного следствия, которые получены в соответствии с требованиями УПК РФ. Так, она показала, что 11.12.2010 года в первой половине дня она позвонила своему знакомому Калиниченко А. И., с которым знакома около 5 лет и который ранее работал водителем в фирме такси, и попросила его отвести её в ст. Тамань, домой. Калиниченко А.И. согласился и сказал, что они заедут в Порт Кавказ, заберут женщину, отвезут ее в ст.Курчанскую Темрюкского района, а уже после поедут в ст.Тамань. С.С.В. села на переднее пассажирское сиденье и они с Калиниченко А.И. поехали в Порт Кавказ. Там они забрали, какую-то женщину, которая прибыла на пароме с республики Украина и направились все вместе обратно в сторону г. Темрюка. С.С.В. сидела на переднем пассажирском сиденье, ремнями безопасности она и Калиниченко А.И. пристегнуты не были, женщина, которая сидела сзади, также пристегнута не была. Ехали по автодороге «Новороссийск – Керченский пролив», проехали п.Ильич Темрюкского района. Скорость движения автомобиля по ее ощущениям составляла около 100 км/ч. Погода в тот момент была ветреная, снежная и дождливая. Попеременно шел снег и дождь. На дорожном полотне лежал снег, и было скользко, температура окружающей среды была плюсовая, но тепло не было, так как снег таял плохо, и было холодно. В какой-то момент С.С.В. увидела, что автомобиль, который двигался во встречном направлении, выехал на их полосу движения. Этот автомобиль был светлого цвета, модель данного автомобиля она не знает. Какое расстояние было между транспортными средствами, в тот момент она указать не может, так как не помнит. В этот же момент Калиниченко А.И. вывернул руль резко вправо и выехал на правую обочину и стал двигаться по ней. Нажимал ли Калиниченко А.И. на педаль тормоза, и выполнял какие либо иные действия, она не помнит. Они разъехались с данным автомобилем, и машину стало заносить, машина ударилась в дорожное ограждение (столбики), а затем машину снесло с обочины в правый кювет, и машина ударилась о произрастающие там деревья. При наезде на дерево она ударилась головой о выступающие части салона автомобиля, однако повреждения у нее были незначительными и лечение в больнице она не проходила.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 11 декабря 2010 года, был осмотрен участок федеральной автомобильной дороги М - 25 «Новороссийск – Керченский пролив» 129км. + 10м. расположенный в Темрюкском районе Краснодарского края между поселками Батарейка и Ильич. В указанном месте проезжая часть имеет закругление влево по направлению к г.Новороссийску, а также две полосы для движения в противоположных направлениях разделенная между собой сплошной линией горизонтальной дорожной разметки. В правом кювете имеются произрастающие деревья. У основания ствола одного из деревьев, на расстоянии 10 метров от километрового знака 129 км., в правом кювете, расположен автомобиль «ВАЗ - 21100» <данные изъяты> на кузове которого имеются механические повреждения характерные для наезда на дерево. На заднем сиденье автомобиля расположен труп Д.И.В. (л.д. 7-13).
По заключению судебно-медицинской экспертизы №106 от 02.02.2011 года, у С.С.В. имеются телесные повреждения в виде ушибленной раны правой ушной раковины, которые могли быть причинены от воздействия тупых твердых предметов, при ДТП не влекут за собой кратковременного расстройства здоровья и расцениваются как повреждения, не вызвавшие вред здоровью (л.д. 77).
Как следует из заключения судебно-медицинской экспертизы №315 от 31.01.2011 года, у потерпевшей Д.И.В. имеются телесные повреждения в виде раны в лобной области. Раны в правой затылочной области. Множественных ссадин на лице. Раны в левой височной области. Многооскольчатого вдавленного перелома лобной кости. Перелома передней черепной ямки. Перелома задней черепной ямки справа. Перелома свода черепа. В связи с тем, что все повреждения у Д.И.В. объединены единым механизмом возникновения, являются опасными для жизни и квалифицируются как у живых лиц как тяжкий вред здоровью и состоят в прямой причинно следственной связью с наступлением смерти. Ссадины на левом коленном суставе, могли быть причинены от действия тупых твердых предметов и как вред здоровью не расценивается.
Непосредственной причиной смерти Д.И.В. явилась открытая тупая черепно-мозговая травма головы: многооскольчатый вдавленный перелом лобной кости; перелом передней черепной ямки; перелом задней черепной ямки справа; перелом свода черепа; ушиб головного мозга с субдуральным кровоизлиянием в лобной области, кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки головного мозга и в желудочковую систему; размозжение лобных долей головного мозга в виде детрита, которое осложнилось травматическим шоком, коэффициент шока 0,91 что подтверждается морфологическими и судебно – гистологическими данными. В соответствии с данными судебно – гистологического исследования (акт №10112 от 24.12.2010г. Головной мозг – очаги кровоизлияний в мягкой мозговой оболочке с ПЯЛ. Очаги кровоизлияний в ткани мозга, большие очаги скопления свободнолежащих эритроцитов), от момента причинения ЧМТ до наступления смерти промежуток времени около 30 минут. Повреждения описанные выше причинены тупыми твердыми предметами, действовавшими со значительной энергией, и могли образоваться в условиях дорожно – транспортного происшествия в результате действия выступающих деталей внутреннего салона транспортного средства (л.д. 71-73).
По заключению судебно - автотехнической экспертизы №63-11-1/13.1 от 24.02.2011 года, согласно которому предельно допустимая скорость движения по сцеплению на указанном участке составляет 164 км/ч. В данной дорожной обстановке у водителя автомобиля «ВАЗ - 21100» <данные изъяты><данные изъяты> Калиниченко А.И. имелась возможность предотвратить данное дорожно – транспортное происшествие, путем выполнения необходимых требований ПДД РФ, а именно п. 9.1, п.9.9. и п. 10.1 ПДД РФ (л.д. 85-92).
Согласно протокола осмотра предметов, был осмотрен автомобиль «ВАЗ - 21100» регистрационный знак Н987ЕУ 93 на кузове которого имеются механические повреждения характерные для ДТП, в виде деформации всей передней и правой части автомобиля, а именно: деформирован передний капот, лонжероны, передняя рамка кузова, переднее правое и левое крылья, крыша, днище, переднее правое и задняя правая дверь, порог по всей правой стороне и подвесные детали двигателя. Отсутствует передний бампер, переднее ветровое стекло, переднее правое и заднее правое подъемные стекла, решетка радиатора, облицовочные декоративные части передка и фары автомобиля (л.д. 102-106). Автомобиль «ВАЗ - 21100» <данные изъяты>, на кузове которого имеются механические повреждения характерные для ДТП, постановлением был приобщен к материалам дела в качестве вещественного доказательства (л.д.107).
Оценив указанные доказательства в совокупности, суд считает, что вина Калиниченко А.И. полностью установлена в суде в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, а его действия по указанной статье квалифицированы правильно как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
При назначении наказания подсудимому, судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Судом учитывает, что Калиниченко А.И. совершил преступление, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Вместе с тем, Калиниченко А.И. ранее не судим (л.д.121-122), на учете у врача нарколога и врача психиатра не состоит (л.д.123-124), по месту жительства характеризуется только положительно (л.д.125), на иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей: <данные изъяты> Потерпевшая Ересько К.В. имущественных претензий не имеет, так как подсудимый возместил моральный вреди материальный ущерб в полном объеме (л.д.43).
Согласно статьи 61 УК РФ обстоятельствами, смягчающим наказание являются наличие у подсудимого двух несовершеннолетних детей, добровольного возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, согласно ч.1 ст. 62 УК РФ.
Поэтому, суд, учитывая все обстоятельства по делу, личность подсудимого Калиниченко А.И., мнение потерпевшей, соглашается с мнением стороны государственного обвинения о назначении наказания подсудимому, не связанному с лишением свободы.
У суда нет сомнений во вменяемости подсудимого, так как он последовательно давал показания в зале суда, вел себя адекватно, четко давал ответы на поставленные вопросы, по справке на учете у врача психиатра не состоит (л.д.123).
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 303-309 УПК РФ, суд,
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Калиниченко А.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде двух лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок один год.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде двух лет лишения свободы считать условным с испытательным сроком два года.
Обязать Калиниченко А.И. трудоустроиться и не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.
Меру пресечения в отношении Калиниченко А.И. до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения – подписку о невыезде.
Вещественные доказательства: автомобиль: «ВАЗ - 21100» <данные изъяты> выдан под ответственное хранение Калиниченко А.И. – возвратить по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Осужденный вправе также поручать осуществление своей защиты в заседании суда кассационной инстанции избранным им защитникам либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий: