Постановление в отношении Курчиева К.И., обвиняемого в соверошении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228, ч. 2. ст. 188 УК РФ.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возвращении дела прокурору

г. Темрюк 20 мая 2011 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Шинкарева Л.И.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Темрюкского района Маркиной Е.Ю. и Стукало А.С.,

защитника Безрукова А.Н., представившего ордер № и удостоверение №,

при секретаре Белослюдцевой Н.М. и Сорокиной А.С.,

а также обвиняемого Курчиева К.И.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании в предварительном слушании материалы поступившего в суд уголовного дела в отношении Курчиева К.И., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228, ч. 2 ст. 188 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Курчиев К.И. обвиняется в незаконном приобретении, хранении без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере, а также контрабанде, т.е. перемещении через таможенную границу РФ наркотических средств, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено с сокрытием от таможенного контроля, сопряжено с недекларированием.

Курчиев К.И. задержан 21.03.2011 года.

На предварительном следствии 23.03.2011 года ему избрана мера пресечения – заключение под стражу, что послужило основанием для назначения предварительного слушания для решения вопроса об оставлении без изменения этой меры пресечения и о её продлении.

В судебном заседании после установления личности обвиняемого и после отложения дела для обстоятельной беседы адвоката Безрукова А.Н. со своим подзащитным (на предварительном следствии у защиту Курчиева К.И. осуществлял адвокат В.Н.), адвокат Безруков А.Н. заявил ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору для устранения нарушения права его подзащитного на защиту, которые неустранимы в судебном заседании.

В обосновании своего ходатайства он указал на то, что Курчиев К.И. родился и вырос в республике Дагестан, посещал местную школу, где изучение предметов велось по учебникам на русском языке, однако материал разъяснялся на родном языке, что позволяло в полной мере понимать суть. Как следует из пояснений обвиняемого, он владеет разговорным русским языком, используемым в быту, значение юридических терминов ему не понятно. Смысл обвинения ему также понятен не в полной мере, вину в совершении контрабанды он не признает.

При проведении следственных действий, а также при выполнении требований ст. 217 УПК РФ, обвиняемому фактически не были разъяснены права, так как смысл слова «разъяснить» означает «растолковать, сделать ясным, понятным», а не просто прочитать на малознакомом языке перечень прав, смысл которых обвиняемому не ясен ввиду недостаточности владения языком.

Суд выслушал мнения подсудимого Курчиева К.И., поддержавшего ходатайство своего защитника, а также мнения прокурора Стукало А.С.об удовлетворении ходатайства адвоката Безрукова А.Н. и находит данное ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Из установочных данных и материалов дела видно, что Курчиев К.И. родился в республике Дагестан, где закончил среднюю школу. Ранее был судим Анапским городским судом по ч.1 ст. 111 УК РФ к 2 годам лишения свободы и отбывал наказание в Республике Дагестан. Курчиев К.И. проживает в Дагестане и периодически приезжает на заработки к своему брату, который проживает в пос. Дивноморский Геленджикского района Краснодарского края, не работает.

В процессе установления личности подсудимого и разъяснения ему процессуальных прав было установлено, что для подсудимого Курчиева К.И. родным является дагестанский язык, а русским языком он владеет на бытовом уровне и недостаточно владеет русским языком, на котором ведется производство по уголовному делу. Следствием этого является то, что ему непонятны многие термины в обвинении и в разъяснении прав. На предварительном следствии Курчиев К.И. подписал заявление об отказе от переводчика, вину признал полностью и заявил ходатайство об особом порядке судебного разбирательства.

Заявление об отказе от переводчика л.д. 98 и 116, с его слов, он переписал с печатного текста, представленного ему следователем.

На предварительном слушании он заявил, что ему непонятны материалы дела, преступления он не совершал, ходатайство об особом порядке судебного разбирательства не поддерживает.

На русском языке Курчиев К.И. объясняется с трудом.

Согласно ст. 18 УПК РФ участники уголовного судопроизводства, не владеющие или недостаточно владеющие языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.

В соответствии с п.7 ч.4 ст. 47 УПК РФ обвиняемый вправе пользоваться помощью переводчика бесплатно.

Нарушение права обвиняемого Курчиева К.И. пользоваться помощью переводчика, допущенное в досудебной стадии, не может быть устранено в судебном разбирательстве. Данное нарушение свидетельствует о том, что обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, поэтому дело подлежит возвращению прокурору для устранения допущенного нарушения права обвиняемого.

Доводы Курчиева К.И. о его невиновности по ст. 188 УК РФ не исследованы следователем.

В соответствии со ст. 7, 74, 220 УПК РФ, при их конституционно-правовом смысле, изложенном в Определении Конституционного Суда РФ от 25.01.05 года № 42-0, в обвинительном заключении, в числе прочего, следователь указывает перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; при этом не допускается отказ следователя, прокурора, а также суда от исследования и оценки всех приводимых сторонами доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения разумности, основания, по которым эти доводы опровергаются.

При обсуждении вопроса о продлении срока содержания обвиняемого Курчиева К.И. под стражей, суд выслушал мнение прокурора Стукало А.С.,предложившего суду оставить меру пресечения обвиняемому без изменения и продлить срок его содержания под стражей на 2 месяца, мнение обвиняемого Курчиева К.И. и его защитника Безрукова А.Н., полагавшихся на усмотрение суда, и находит необходимым оставить без изменения меру пресечения обвиняемому Курчиеву К.И. – заключение под стражу, поскольку избранная мера пресечения соответствует тяжести инкриминируемых ему преступлений, которые относятся к категории тяжких преступлений, и учитывает данные о личности обвиняемого и другие обстоятельства, предусмотренные ст.ст. 97 и 99 УПК РФ: Курчиев К.И. зарегистрирован на территории республика Дагестан, на территории Краснодарского края проживает временно, не работает.

В судебном заседании нашли подтверждение фактические обстоятельства, со ссылкой на которые было принято решение о заключении лица под стражу, и эти обстоятельства сохраняют свое значение как основания для продления срока содержания Курчиева К.И. под стражей на 2 месяца в связи с необходимостью обеспечения условий дальнейшего производства по уголовному делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 236, 237 ГПК РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Возвратить прокурору г. Новороссийска уголовное дело по обвинению Курчиева К.И, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228, ч. 2 ст. 188 УК РФ,

Меру пресечения обвиняемому Курчиеву К.И. оставить без изменения – заключение под стражу.

Продлить срок содержания Курчиева К.И. под стражей на 2 месяца, то есть до 21 июля 2011 года.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней.

Председательствующий: