К делу № 1-413/2011г. ПРИГОВОР именем Российской Федерации г. Темрюк 7 декабря 2011 года Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Вовк И. В., с участием государственного обвинителя – старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора Баранова А. С., подсудимого Жалнина Г.А., защитника Марчукова В.Н., предоставившего удостоверение № и ордер №, при секретаре Пивень А. И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Жалнина Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с. М. Холерка Мордовского района Тамбовской области, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: Волгоградская область, г. Калач-на-Дону, <адрес> <данные изъяты> ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ, УСТАНОВИЛ: Жалнин Г.А. совершил нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах: Жалнин Г.А. в соответствии с приказом директора по персоналу ОАО «Донречфлот» о направлении работника на теплоход в связи с вводом его в эксплуатацию № К-0000101 от 9 марта 2010 года был назначен на должность старшего помощника капитана т/х «Озерный-202». В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан соблюдать требования охраны труда. В соответствии с п. 101, п. 102, п. 104, п. 106 «Устава службы на судах Министерства речного флота РФ», утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г., старшему помощнику капитана в административном отношении подчиняется весь личный состав; старший помощник капитана является начальником членов экипажа, выполняющих работы по палубной части; в ведение старшего помощника капитана находятся корпус, палубы, надстройки, рангоут, такелаж, люковые закрытия; старший помощник капитана обязан обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота РФ или судовладельцем; старший помощник капитана обязан обеспечивать контроль за соблюдением членами экипажа правил безопасности труда и пожарной безопасности палубной части. В соответствии с п. 1.3.18 «Правил безопасности труда на судах речного флота», утвержденных приказом Министерства речного флота РСФСР от 25 декабря 1987г. № 242, при выполнении перегрузочных и ремонтных работ на судах для защиты головы должны применяться защитные каски. Согласно Руководства по эксплуатации устройства перемещения крышек посредством турачки брашпиля DSC-№ P79-266-300 РЭ баржи «ВД-3753» для закрытия крышек грузового трюма судна необходимо использовать для запасовки тягового стального каната турачку брашпиля правого борта. 20 ноября 2010 года в 2 часа 5 минут во время нахождения баржи «ВД-3753» на рейде морского порта Кавказ по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка с координатами 45°09"7" северной широты, 36°33"0" восточной долготы по распоряжению капитана т/х «Озерный-202» А.А. экипаж т/х «Озерный - 202» в составе старшего помощника капитана Жалнина Г.А. и членов экипажа С.С., В.Н., А.В. и А.П. приступили к подготовке баржи «ВД - 3753» для следования в рейс. Руководство работами, а также охрану труда на рабочем месте, согласно Устава службы на судах Министерства речного флота РФ, осуществлял старший помощник капитана Жалнин Г.А. При подготовке баржи в рейс необходимым условием являлось закрытие крышек грузового трюма. При производстве данного вида работ старший помощник капитала т/х «Озерный - 202» Жалнин Г.А. в нарушение ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 1.3.18 «Правил безопасности труда на судах речного флота» допустил к технологической операции по закрытию крышек грузового трюма посредством турачки брашпиля членов экипажа т/х «Озерныи-202», в том числе и электромеханика А.Л. без средств индивидуальной защиты - защитной каски, чем нарушил правила охраны труда. Старший помощник капитана т/х «Озерный - 202» Жалнин Г.А. при проведении технологической операции по закрытию крышек грузового трюма баржи «ВД-3753» в нарушение «Руководства по эксплуатации устройства перемещения крышек посредством турачки брашпиля DSC-№ Р79-266-300 РЭР» в связи с тем, что на турачке брашпиля правого борта была обнаружена техническая неисправность в виде выработки поверхности турачки брашпиля правого борта, принял решение завести тяговый стальной канат на турачку брашпиля левого борта. Чтобы избежать касания тяговым стальным канатом ограждения контроллера брашпиля для запасовки были использованы роульсы с чугунными роликами швартовых тумб, не предназначенные для закрытия крышек грузового трюма, чем допустил нарушение правил техники безопасности. Жалнин Г.А. не предвидя возможности того, что при производстве работ по закрытию крышек грузового трюма, с указанными нарушениями правил техники безопасности произойдет отрыв роульса с фундамента тумбы и последующее попадание в голову А.П., с причинением вреда его здоровью и жизни, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, примерно в 2 часа 10 минут 20 ноября 2010 года во время нахождения баржи «ВД-3753» на рейде морского порта Кавказ, по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Коса Чушка с координатами 45°09"7" северной широты, 36°33"0" восточной долготы, приступил к осуществлению технологической операции по закрытию крышек грузового трюма баржи «ВД-3753». Во время натяжения стального каната на турачку брашпиля контроллером, который привел в действие электромеханик А.П. произошел отрыв роульса с фундамента тумбы, которым он был травмирован в голову, в результате чего, согласно заключения эксперта № 295 от 4 июля 2011 года, получил тупую черепно-мозговую травму головы: многооскольчатый вдавленный перелом лобной кости и передней черепной ямки, ушиб головного мозга с формированием субдуральной гематомы в лобной области, субарахноидального кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и желудочковую систему, мозговой детрит лобных долей, кровоподтеки правого и левого глаза, рану в лобной области, обширные поля кровоизлияний в мягких тканях головы, которая сопровождалась развитием тяжелой формы травматического шока, что является опасным для жизни и квалифицируется у живых лиц как тяжкий вред здоровью и состоит в прямой причинно-следственной связью со смертью А.П., наступившей 21 ноября 2010 года в 7 часов 50 минут. Подсудимый Жалнин Г.А. заявил ходатайство об особом порядке судебного разбирательства. В судебном заседании было выяснено, что подсудимый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, оно заявлено добровольно и после консультации с защитником. Защитник поддержал ходатайство об особом порядке судебного разбирательства. Гособвинитель не возражает против рассмотрения дела в особом порядке. Потерпевшая Т.В. в судебное заседание не явилась, в заявлении адресованном суду, не возражала против рассмотрения дела в особом порядке, в ее отсутствие. Адекватное и разумное поведение Жалнина Г. А. в судебном заседании убедило суд, что он не только осознавал фактический характер и общественную опасность своих действий, но и руководил ими. Жалнин Г.А. не состоит на учете у психиатра. По изложенным основаниям суд признает Жалнина Г.А. вменяемым в отношении совершенного им деяния. Действия подсудимого Жалнина Г.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 264 УК РФ – нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Обсуждая вопрос о виде и мере наказания подсудимому, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание Жалнина Г. А., не имеется. По характеру, совершенное преступление согласно ст. 15 УК РФ является преступлением средней тяжести. При назначении наказания суд принимает во внимание, что подсудимый не судим, по месту жительства и по месту прежней работы характеризуется положительно, признал вину в совершенном преступлении и раскаивается в содеянном. Учитывая необходимость соответствия характера и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также, учитывая необходимость влияния назначаемого наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи, руководствуясь принципом справедливости и судейским убеждением, суд пришел к выводу о том, что Жалнину Г.А. необходимо назначить наказание не связанное с реальным лишением свободы. При этом суд учитывает, что подсудимый не судим, признал вину в совершенном преступлении, раскаялся в содеянном, положительно характеризуется. С учетом этих обстоятельств суд считает, что подсудимому Жалнину Г. А. надлежит назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ, поскольку суд пришел к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в виде лишения свободы. Учитывая, что нарушение правил техники безопасности со стороны Желнина Г. А., на котором лежала эта обязанность было очевидным и грубым, суд считает необходимым применить к подсудимому дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, то есть запрещение заниматься профессиональной деятельностью, связанной с судовождением судов морского и речного флота. Гражданский иск по делу не заявлен. На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд ПРИГОВОРИЛ: Признать Жалнина Г.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ в виде двух лет лишения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок один год - запрещение заниматься профессиональной деятельностью, связанной с судовождением судов морского и речного флота на срок один год. На основании ст.73 УК РФ назначенное Желнину Г.А. наказание в виде лишения свободы сроком на два года считать условным с испытательным сроком на один год. Возложить на Жалнина Г.А. исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного. Меру пресечения Желнину Г.А. в виде обязательства о явке отменить. Вещественные доказательства: судовой журнал баржи «ВД-3753», хранящийся при уголовном деле - хранить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего; классификационное свидетельство баржи «ВД-3753» от 23 июня 2009 года, акт ежегодного освидетельствования баржи «ВД-3753» от 27 июня 2010 года, акт внеочередного освидетельствования судна-баржи «ВД-3753» от 14 апреля 2010 года, свидетельство о праве собственности на судно-баржу «ВД-3753» от 26 марта 2008 года, хранящиеся у капитана т/х «МБ-ПРИБОЙ» А.П. - возвратить по принадлежности; судовой журнал т/х «Озерный-202», хранящийся у капитана т/х «Озерный-202» А.А. - возвратить по принадлежности. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Приговор, постановленный в соответствии со ст. 316 УПК РФ не может быть обжалован в кассационном порядке ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции. Председательствующий