ДЕЛО Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 14.07.2010г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Конограева А.Е.
с участием заявителей Сухомясовой В.В., Тимовской Н.П., Журман М.В., Поповой Е.А., Уманец Т.П., Винник В.М., Семик Н.В., представителя Журман М.В. по доверенности Хамидовой В.Д., представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Плукчи Т.И., представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,
при секретаре Сергеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Киричек С.Н. и других (всего 34 человека) об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Киричек С.Н. и другие (всего 34 человека) обратились в суд заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, свои требования обосновали тем, что они работали в социальной и сельской сферах АФ «Стрелка». В нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», они не были включены в списки сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации МО Темрюкский район, чем был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».
В судебное заседание заявители Киричек С.Н., Брехов В.Я., Брехова С.Н., Орлова Т.В., Федоренко О.В., Рыбкина М.Н., Ковалева Н.А., Рыбкина Л.С., Гугля Е.А., Рыбкин А.А., Уманец А.Г., Верчичева Л.А., Глущенко М.В., Луткова Г.Н., Барсукова Г.П., Мойса Н.В., Чайникова М.А., Филенко Р.С.,Фурманенко Н.А., Гончаров А.А., Красновид Л.В., Железняк С.С., Винник Л.Г., Зимина С.А., Рассадина С.В., Сулягина М.Н., Тимовская Г.В. не явились, причина неявки суду неизвестна.
Суд, на основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании заявители и представитель Журман М.В. - Хамидова В.Д. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства и просили суд восстановить заявителям срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, и обязать администрацию МО Темрюкский район включить их в списки сособственников земельных долей АФ «Стрелка». Также указали на то, что согласно копий трудовых книжек заявители были работниками социальной и сельской сфер АФ «Стрелка». Однако, они не были включены в списки сособственников земельных долей и только в 2008 г. узнали, что в списках сособственников земельных паев, их фамилии не значатся. Учитывая указанные обстоятельства заявители сначала обратились в администрацию МО Темрюкский район, затем в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, и получив отказ, обратились в суд за защитой своих прав. Поэтому считают, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен ими по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район в судебном заседании заявленные требования не признал, и просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ без уважительных причин, указав, также, что на сегодняшний день, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности.
Представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края просили в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления в части не включения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Стрелка» незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Данных, свидетельствующих о том, что коллективом колхозов в Темрюкском районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется.
Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского района №5144 от 17.11.1994г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Стрелка» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав.
Суд, выслушав заявителей, представителя Журман М.В., представителей заинтересованных лиц, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему:
С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.
На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и
реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
При реорганизации АФ «Стрелка» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.
Свидетель Погожев А.В. суду пояснил, что было проведено общее собрание АФ «Стрелка» и когда комиссия выявила, что площадь сельскохозяйственных угодий меньше чем численность лиц, работающих в АФ «Стрелка», заявители по настоящему делу в списки сособственников земельных паев не были включены.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района №5144 от 17.11.1994г., не значатся. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, заявители работали в социальной и сельской сферах АФ «Стрелка». Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании трудовыми книжками (копии приобщены к материалам дела).
Как установлено в судебном заседании, заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением Главы администрации Темрюкского района, не значатся. В связи с чем, они обратились в суд за защитой своих прав и предъявили требования в порядке главы 25 ГПК РФ, предоставив в суд соответствующее заявление.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителей, а также не соответствует закону или нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявители знали о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации колхоза. Но в суд обратились лишь 17.11.2009г., т.е. спустя более 14 лет.
Согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителями не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Киричек С.Н., Сулягиной М.Н., Рассадиной С.В., Зиминой С.А., Винник Л.Г., Железняк С.С., Винник В.М., Журман М.В., Мойса Н.В., Красновид Л.В., Гончарова А.А., Сухомясовой В.В., Фурманенко Н.А., Верчичевой Л.А., Филенко Р.С., Поповой Е.А., Чайниковой М.А., Семик Н.В., Глущенко М.В., Бреховой С.Н., Барсуковой Г.П., Лутковой Г.Н., Ковалевой Н.А., Федоренко О.В., Рыбкиной Л.С., Рыбкина А.А., Гугля Е.А., Рыбкиной М.Н., Уманец А.Г., Уманец Т.П., Тимовской Н.П., Тимовской Г.В., Брехова В.Я., Орловой Т.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления по невнесению их в списки сособственников земельных паев АФ «Стрелка» отказать в связи с пропуском без уважительных причин срока давности установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: