ДЕЛО Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 23.07.2010г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Конограева А.Е.
с участием заявителя Мринской Л.А., представителя заявителя по доверенности Хамидовой Л.А., представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Дудник Е.Н.,
при секретаре Сергеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мринской Л.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Мринская Л.А. обратилась в суд с указанным заявлением, свои требования обосновала тем, что ее сын Мринский Е.А., умерший Дата обезличена., являлся работником социальной сферы на селе. В нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», он не был включен в списки сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации МО Темрюкский район, чем был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». По мнению заявителя, ее сын имел право на получение в собственность бесплатно земельного пая, но был неправомерно лишен такой возможности. Она как наследник имеет право требовать восстановления нарушенного права и признания за ней права собственности на земельный пай, поэтому обратилась в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании Мринская Л.А. и ее представитель Хамидова В.Д. поддержали заявленные требования и просили признать решение органа местного самоуправления по невнесению Мринского Е.А., умершего Дата обезличена., в списки сособственников земельных паев агрофирмы незаконным. Кроме того, просили суд восстановить срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, и обязать администрацию МО Темрюкский район включить Мринскую Л.А. в списки сособственников земельных долей АФ «Таманская». Указали на то, что согласно копии трудовой книжки Мринский Е.А. работал в социальной сфере АФ «Таманская». Однако, он не был включен в списки сособственников земельных долей. Мринская Л.А. только в 2009 г. узнала, что в списках сособственников земельных паев, фамилия ее умершего сына не значится. Учитывая указанные обстоятельства заявитель сначала обратилась в администрацию МО Темрюкский район, затем в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, и получив отказ, обратилась в суд за защитой своих прав.
Представитель заявителя Хамидова В.Д. считает, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен Мринской Л.А. по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края Дудник Е.Н. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления в части не включения заявителя в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства.
Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав. Кроме того, просил применить последствия пропуска исковой давности.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв, где заявленные требования не признал, и просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ без уважительных причин, так как заявитель мог и должен был знать о действующем на тот момент законодательстве и соответственно о возможном праве на получение земельной доли при положительном решении общего собрания трудового коллектива. Списки сособственников земельных долей были утверждены постановлением глав администрации в 1994 г., однако за защитой своих прав заявитель обратился спустя 16 лет.
Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к следующему:
С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.
На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
При реорганизации АФ «Таманская» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Мринский Е.А. в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 08.11.1994 г. № 1351 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская», не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, Мринский Е.А. являлся работником социальной сферы на селе. Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (копия приобщена к материалам дела).
Дата обезличена. Мринский Е.А. умер л.д.6). Мринская Л.А. в установленном законом порядке вступила в права наследования.
Однако, как установлено в судебном заседании, Мринский Е.А. в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением Главы администрации Темрюкского района, не значится. В связи с чем, Мринская Л.А. обратилась в суд за защитой прав и предъявила требования в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 УПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения не только на установление судом данного обстоятельства.
Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявитель знала о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза. Но в суд обратилась лишь 09.12.2009г., т.е. спустя более 14 лет.
Заявителем не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем суд отказывает Мринской Л.А. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Мринской Л.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления по невнесению Мринского Е.А., умершего Дата обезличенаг. в списки сособственников земельных паев агрофирмы «Таманская» в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: