К делу №2-1569/10 г. РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 03.08.2010 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре Булаховой М.В.
С участием Представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации
кадастра и картографии по КК Фисенко Е.А.
Представителя администрации МО Темрюкский район Кайгородцева А.А.
Заявителя Григорьевой О.Ю. и ее представителя Погосян О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григорьевой
О.Ю. об оспаривании отказа государственной регистрации договора аренды земельного
участка,
УСТАНОВИЛ:
Григорьева О.Ю. обратился в Темрюкский районный с указанным заявлением и просит признать незаконным отказ Темрюкского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю по государственной регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения Номер обезличен от Дата обезличена10.2009г., заключенного между администрацией муниципального образования Темрюкский район и Григорьевой О.Ю. и обязать Темрюкский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию договора аренды указанного земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Свои доводы обосновала тем, что на основании постановления Главы муниципального образования Темрюкский район № 2110 от 06.10.2009 г. между ней и администрацией муниципального образования Темрюкский район был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения Номер обезличен от Дата обезличена10. 2009г., предметом которого является земельный участок общей площадью 1528 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г.Темрюк, ..., с видом разрешенного использования - для строительства торгово-офисных помещений.
Основанием для заключения договора аренды является Постановление главы муниципального образования Темрюкский район № 833 от 14.04.2009 г. «О предварительном согласовании Григорьевой О.Ю. места строительства торгово - офисных помещений на земельном участке, расположенном по адресу: г. Темрюк, ул. ...».
31.12.2009 г. Темрюкским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю отказано в государственной регистрации указанного договора аренды по тем основаниям, что нарушена процедура предоставления земельного участка.
Григорьева О.Ю. полагает, что действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды является неправомерными, в связи с чем, она обратилась суд, за защитой своих прав.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования и пояснили, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен п.5 ст.ЗО ЗК РФ. Первоначальным этапом данной процедуры является выбор земельного участка и принятие в
порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта. 18.11.2009 г. в районной газете «Тамань» опубликовано сообщение о намерении предоставления Администрацией МО Темрюкский район земельного участка Григорьевой О.Ю. для строительства. И поскольку никаких возражений не поступило, было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Таким образом, указание регистрирующего органа о том, что информация о предстоящем предоставлении земельного участка должна быть опубликована перед составлением акта выбора земельного участка является необоснованной.
В соответствии со п.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или органа местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо об отказе в размещении объекта. 14.04.2009 г. было принято Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район № 833 «О предварительном согласовании Григорьевой О.Г. места строительства торгово - офисных помещений на земельном участке, расположенном по адресу: г. Темрюк, ул. ...». Указанное постановление является законным, никем не отмененным (оспоренным) актом органа исполнительной власти. При этом, не акт о выборе земельного участка, а именно постановление главы муниципального образования Темрюкский район, утверждающее акт о выборе, является правовым актом, с которым закон связывает наступление правовых последствий.
Указание регистрирующего органа в уведомлении об отказе в государственной регистрации о том, что акт выбора земельного участка подписан неполномочными лицами является необоснованным, поскольку на момент подписания акта выбора произошла смена главы и заместителя главы муниципального образования Темрюкский район. Таким образом, в соответствии с занимаемыми должностями акт выбора подписан руководителями всех структур, чье согласование требуется при составлении данного документа. Акт выбора земельного участка утвержден И.О.Главы МО Темрюкский район, подписан им, соответственно, указания на отсутствие даты согласования, также необоснованны.
Представленный Григорьевой О.Ю. на регистрацию договор аренды соответствует требованиям ст.606 ГК РФ, содержит все существенные условия договора, в установленном законом порядке не признан недействительным, в соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отражает всю информацию, необходимую для государственной регистрации прав в ЕГРП.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права аренды является договор аренды. Пунктом 2 статьи 17 указанного закона о регистрации предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 данной статьи. Представитель полагает, что требование о предоставление на государственную регистрацию документов, подтверждающих процедуру заключения договора аренды земельного участка является нарушением. Регистрирующий орган не имеет право принимать решение о незаконности сделки. Таким образом, указанные регистрирующим органом причины не могут быть признаны законным основанием для отказа в государственной регистрации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КК Фисенко Е.А требования заявителя не признала, просила в их удовлетворении отказать. В суде пояснила, что при регистрации договора аренды правовая экспертиза проверяет порядок заключения договора, основания его заключения, процедуру заключения, полномочия сторон, существенные условия. Договор аренды считается не заключенным пока он не прошел государственную регистрацию. В государственной регистрации договора аренды Григорьевой О.Ю. было отказано, поскольку была нарушена
процедура предоставления земельного участка. Согласно предоставленному акту выбора, в состав комиссии входят: Д.А.С., П.А.Б., П.С.И. и другие, однако постановлением главы МО Темрюкский район от 10 сентября 2008 года за № 2651 утвержден иной состав комиссии: З.С.А., Т.Е.Н. и другие. Акт выбора земельного участка подписан неполномочными лицами. Кроме того, на акте выбора отсутствует дата его утверждения, что препятствуют проведению государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцев А.А. в суде заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. В судебном заседании пояснил, что договор аренды представленный на регистрацию, соответствует ст. 606 ГК РФ, содержит все существенные условия договора, в установленном законом порядке не признан недействительным, в соответствии со ст. 18 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит все требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Пунктом 2 ст. 17 указанного закона предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.
Суд, выслушав заявителя, его представителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает, что заявление Григорьевой О.Ю. удовлетворению не подлежит.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов, и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен п.5 ст.30 ЗК РФ. Первоначальным этапом данной процедуры является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В соответствие со ст.ст.ЗО, 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения конкретного объекта производится на основании заявления конкретного гражданина или юридического лица, исполнительный орган государственной власти принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта так же конкретному лицу.
По заявлению Григорьевой О.Ю. решением межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории МО Темрюкский район (протокол Номер обезличен от Дата обезличена года) был рассмотрен вопрос о согласовании размещения торгово-офисного помещения в г. Темрюке по ..., на земельном участке ориентировочной площадью 0,15 га л.д.16). Одними из условий данного решения было оформление акта выбора земельного участка и опубликование в газете «Тамань» предполагаемого проекта строительства.
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Далее проводятся работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗКРФ.
Согласно приведенных норм, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства осуществляется до оформления акта о выборе земельного участка.
Акт о выборе земельного участка сформирован 28.10.2008 г., а извещение опубликовано 18.11.2008 г. и содержит информацию о предоставлении земельного участка именно Григорьевой О.Ю., тогда как должна содержать информацию о наличии свободного земельного участка для строительства л.д.12). Учитывая указанные обстоятельства, в отказе в государственной регистрации обоснованно указано на это обстоятельство.
Согласно акту о выборе земельного участка для строительства, без указания даты, была создана комиссия по выбору земельного участка, на основании постановления главы МО Темрюкский район от 10.09.2008 года № 2651 в которую вошли: Д.А.С., П.А.Б., П.С.И., Д.В.В. и другие члены л.д.25-28). Однако постановлением главы МО Темрюкский район № 2651 от 10.09.2008 года утвержден иной состав комиссии: З.С.А., Т.Е.Н., П.С.И., Д.В.В. и другие л.д.112-114). Таким образом, акт выбора земельного участка подписан неполномочными лицами. Также, акт выбора земельного участка не содержит обязательный реквизит - дату его утверждения Главой местного самоуправления. Суд полагает, что государственный регистратор был лишен возможности проверить, уполномоченным ли лицом утвержден документ, что является обязательным этапом проведения правовой экспертизы, предусмотренный п.п.93,94 Приказа Министерства Юстиции РФ от 14.09.2006 г. за №293.
Согласно Приказа Министерства Юстиции РФ от 1 июля 2002 года за № 184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» раздел III пункты 39-40 указано, что при проведении правовой экспертизы следует принимать во внимание, что компетенция органа государственной власти или местного самоуправления, издавшего акт о правах на недвижимое имущество, устанавливается соответствующими правовыми актами, в том числе актами, определяющими статус, задачи, полномочия и функции этого органа. Согласно пункту 1 статьи 13 Закона законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. Указанная инструкция является действующей и обязательной для применения государственным регистратором.
Ссылка заявителя и его представителя на то обстоятельство, что регистрирующий орган не вправе выставлять требование о предоставление на государственную регистрацию документов, подтверждающих процедуру заключения договора аренды земельного участка, а именно акта выбора, так как он не является правоустанавливающим документом, и это является нарушением ст. 17 Федерального закона РФ №122-ФЗ, не состоятельна, поскольку, в соответствие с абз. 9 п.1 ст. 17 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются и иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. К таковым относится и акт выбора земельного участка, так как он является основным документом при начальном этапе предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поэтому государственный регистратор обязан был потребовать и проверить законность вынесения акта выбора земельного участка для строительства торгово- офисных помещений.
Решением суда от 16.03.2010 г. заявление Григорьевой О.Ю. было удовлетворено л.д.62-66). Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам
Краснодарского Краевого Суда от 01.06.2010 г. л.д.86-88), решение суда от 16.03.2010 г. было отменено и указано на устранение нарушений закона, указанных выше. Так как, они не устранены на день вынесения решения, суд, отказывает в удовлетворении заявления Григорьевой О.Ю.
Ссылка заявителя и ее представителя на то, что по имеющимся в деле документам, Б.Л.Н. зарегистрировано право аренды земельного участка площадью 1528 кв.м. в г. Темрюке по ..., не принимается судом во внимание, так как право на аренду земельного участка в отношении указанного лица было зарегистрировано на основании решения суда, вступившего в законную силу и не имеющего никакого отношения к рассматриваемому заявлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Григорьевой О.Ю. об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный чуд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 04.08.2010 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ