ДЕЛО № 2-1551/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 22.07.2010г.
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
с участием представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,
представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Дудник Е.Н.,
при секретаре Булаховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. обратились в суд с иском к администрации МО Темрюкский район о признании права собственности на земельный пай в размере 1,87 га за каждым в границах АФ «Янтарь» Темрюкского района.
Свои требования обосновали тем, что они являлись работниками социальной сферы на селе. В нарушение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», они не были включены в списки сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации МО Темрюкский район, чем был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан».
В судебном заседании Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. изменили заявленные требования и просили признать решение органа местного самоуправления по невнесению их в списки сособственников земельных паев агрофирмы незаконным. Кроме того, суду пояснили, что о нарушении своих прав узнали в 2008 году.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район Кайгородцев А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, и просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ без уважительных причин, указав, также, что на сегодняшний день, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края Дудник Е.Н. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления в части не включения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Данных, свидетельствующих о том, что коллективом колхозов в Темрюкском районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется.
Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав.
Представители администрации Краснодарского края и ОАО АФ «Южная» в судебное заседание не явились, представив в суд письменные отзывы, где в удовлетворении требований Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. просили отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
Суд, выслушав заявителей, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:
С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.
На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и
реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
При реорганизации АФ «Янтарь» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь», не значатся. На момент формирования списков сособственников земельных долей и утверждения этих списков, заявители являлись работниками социальной сферы на селе. Данный вывод суда подтверждается исследованными в судебном заседании трудовыми книжками (копии приобщены к материалам дела): Борисенко Е.Ф. работала ... в Янтарском «ПТУ-65» в период с 1988г. по 2004г.; Борисенко А.Д. работал ... в Янтарском «ПТУ-65» с 1987г. по 1994г.
Как установлено в судебном заседании, заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением Главы администрации Темрюкского района, не значатся. В связи с чем, они обратились в суд за защитой своих прав и предъявили требования в порядке главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с п. 24 Постановления №2 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. «О практике применения рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от оттого, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 УПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения не только на установление судом данного обстоятельства.
Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявители знали о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации совхоза. Но в суд обратились лишь Дата обезличена.12.2009г., т.е. спустя более 14 лет.
Заявителями не предоставлено доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления, в связи с чем суд отказывает Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Борисенко Е.Ф., Борисенко А.Д. об оспаривании решения органа местного самоуправления по невнесению их в списки сособственников земельных паев агрофирмы «Янтарь» в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: