решение об удовлетворении заявления прокурора Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Курчанского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопаснотси



К делу №г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 18 октября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Логвин Л.А.,

при секретаре Колодезной Я.О.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю.,

представителя администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района Гулякова М.Н.,

начальника ОГПН г.Темрюка начальника Лагуткина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ОГПН г.Темрюка проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что на территории Курчанского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях, не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Курчанского поселения на 2008-2010г.г., а также выявлены следующие нарушения: не организовано проведение противопожарного обучения населения Курчанского сельского поселения мерам пожарной безопасности; не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; на территории населённых пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Курчанского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года.

Согласно ст. 14, п.8.1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Также к правам органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, отнесено создание муниципальной пожарной охраны.

Бездействие администрации Курчанского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что является основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

Прокурор просит признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию Курчанского сельского поселения устранить в полном объёме допущенные нарушения закона, а именно: обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Курчанского сельского поселения; организовать проведение противопожарного обучения населения Курчанского сельского поселения мерам пожарной безопасности; принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны; создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; на территории населённых пунктов Курчанского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Курчанского сельского поселения для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, просит обязать администрацию Курчанского сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объёме в течение трёх месяцев допущенные нарушения закона.

Представитель администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района Гуляков М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, ссылаясь на то, что администрацией поселения был выполнен ряд мероприятий, направленный на улучшения противопожарного состояния Курчанского сельского поселения. Заключены договоры на приобретение дополнительных пожарных гидрантов канализационных люков к ним. Созданы добровольная пожарная дружины. Были выпущены и распространены листовки и памятки по мерам обеспечения пожарной безопасности, проводятся с населением о привлечении их к участию пожаротушения в случае возникновения пожара и предупреждению возникновения пожарных ситуаций. На здании администрации установлена локальная система оповещения населения путем установления средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Существует один пункт естественного водоёма с площадкой для забора воды пожарными машинами. Администрацией еженедельно осуществляется мониторинг пожарной безопасности на территории поселения. Оснащены наружным освещением места размещения пожарных гидрантов и места забора воды, для быстрого нахождения в тёмное время суток, а также установлены соответствующие указатели для их обнаружения. Ведётся работа по созданию на территории п. ФИО1 пожарного депо.

Начальник ОГПН г.Темрюк Лагуткин С.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что указанные в акте проверки нарушения требований пожарной безопасности должны устраняться в полном объёме. Администрацией Курчанского поселения выделяется недостаточно средств, работой по устранению нарушений необходимо заниматься в полном объёме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, а именно администрацией Курчанского сельского поселения Темрюкского района от 17.09.2010г. № 196 на территории Курчанского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях, не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Курчанского поселения на 2008-2010г.г., а также: не организовано проведение противопожарного обучения населения Курчанского сельского поселения мерам пожарной безопасности; не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; на территории населённых пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Курчанского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года.

Указанные обстоятельства нарушают требования Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об отверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктах относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действии; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.

Согласно п. 11 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «об утверждении правил пожарной безопасности в российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 114 вышеуказанного Приказа, на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.

Статьи 89, 90 Приказа устанавливают, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

У гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

При наличии на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Так же должно быть обеспечено поддержание в постоянно готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Курчанского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Курчанского сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Курчанского сельского поселения Темрюкского района устранить в течение трёх месяцев в полном объёме нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Курчанского сельского поселения;

- организовать проведение противопожарного обучения населения Курчанского сельского поселения мерам пожарной безопасности;

- принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны;

- создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

- на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Курчанского сельского поселения для целей наружного пожаротушения;

- по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83;

- к естественным водоёмам устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Л.А. Логвин

Мотивированный текст решения составлен 25 октября 2010 года.