решение об удовлетворении заявления прокурора Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности



К делу № 2-2140/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 18 октября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Логвин Л.А.,

при секретаре Колодезной Я.О.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю.,

представителя администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Остапущенко Д.В.,

начальника ОГПН г.Темрюка начальника Лагуткина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ОГПН г.Темрюка проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что на территории Голубицкого сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях (Дом культуры ст. Голубицкая решением суда закрыт за нарушения требований пожарной безопасности), не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Голубицкого поселения на 2008-2010г.г., а также: не организовано проведение противопожарного обучения населения Голубицкого сельского поселения мерам пожарной безопасности; не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Голубицкого сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров.

Согласно ст. 14, п.8.1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Также к правам органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, отнесено создание муниципальной пожарной охраны.

Бездействие администрации Голубицкого сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что является основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

Прокурор просит признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию Голубицкого сельского поселения устранить в полном объёме допущенные нарушения закона, а именно: обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Голубицкого сельского поселения; принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны; на территории населённых пунктов Голубицкого сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Голубицкого сельского поселения для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, просит обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объёме в течение трёх месяцев допущенные нарушения закона.

Представитель администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Остапущенко Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора признала частично. Суду пояснила, что в целях организации обучения населения мерам пожарной безопасности проводятся лектории на предприятиях и в организациях, для неработающего населения и учащихся преподавателем ОБЖ. Через СМИ определены мероприятия по обеспечению связи и оповещения населения о пожаре (через телефонную и мобильную связь, председателей ТОС, участковых, представителей казачества. Созданы две группы для мониторинга противопожарного состояния населенного пункта. Изготовлены листовки и памятки о порядке действий в случае пожара. Имеются пожарные гидранты, пожарные резервуары и пожарный водоём, которые содержатся в рабочем состоянии. Утверждён перечень первичных средств пожаротушения. Все источники пожарного водоснабжения подключены к системе водоснабжения. Для социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране и в борьбе с пожарами в бюджете Голубицкого сельского поселения заложено 10000 рублей.

Начальник ОГПН г.Темрюк Лагуткин С.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что указанные в акте проверки нарушения требований пожарной безопасности должны устраняться в полном объёме. Администрацией поселения выделяется недостаточно средств, работой по устранению нарушений необходимо заниматься в полном объёме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, а именно администрацией Голубицкого сельского поселения Темрюкского района от 17.09.2010г. № 200 на территории Голубицкого сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях (Дом культуры ст. Голубицкая решением суда закрыт за нарушения требований пожарной безопасности), не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Голубицкого поселения на 2008-2010г.г., а также: не организовано проведение противопожарного обучения населения Голубицкого сельского поселения мерам пожарной безопасности; не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Голубицкого сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров.

Указанные обстоятельства нарушают требования Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об отверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктах относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действии; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.

Согласно п. 11 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «об утверждении правил пожарной безопасности в российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 114 вышеуказанного Приказа, на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озёра, бассейны, градини и т.п.) к ним должна быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах – на органы местного самоуправления).

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Голубицкого сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Голубицкого сельского поселения Темрюкского района устранить в течение трёх месяцев в полном объёме нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Голубицкого сельского поселения;

- принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны;

- на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Голубицкого сельского поселения для целей наружного пожаротушения;

- по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83;

- к естественным водоёмам устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года;

- создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Л.А. Логвин

Мотивированный текст решения составлен 25 октября 2010 года.