решение об удовлетворении требований прокурора Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие Таманского сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению пожарной безопасности



К делу № 2-2139/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 18 октября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Логвин Л.А.,

при секретаре Колодезной Я.О.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю.,

главы администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района Басловяк М.А.,

начальника ОГПН г.Темрюка начальника Лагуткина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ОГПН г.Темрюка проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что на территории Таманского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях (в Доме культуры ст. Тамань выявлены нарушения требований пожарной безопасности и решением Темрюкского районного суда деятельность по его эксплуатации приостановлена), не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Таманского поселения на 2008-2010г.г.

Также выявлены следующие нарушения: не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров (к тушению пожаров привлечены только добровольные пожарные дружины); не организовано проведение противопожарного обучения населения Таманского сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); на территории населённых пунктов Таманского сельского поселения не в полной мере обеспечены наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружений; на территории пос. Волна не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Таманского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 24-х имеющихся в неисправном состоянии 11).

Согласно ст. 14, п.8.1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Также к правам органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, отнесено создание муниципальной пожарной охраны.

Бездействие администрации Таманского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что является основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

Прокурор просит признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию Таманского сельского поселения устранить в полном объёме допущенные нарушения закона, а именно: обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Таманского сельского поселения; создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовать проведение противопожарного обучения населения Таманского сельского поселения мерам пожарной безопасности; на территории населённых пунктов Таманского сельского поселения обеспечить в полной мере наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мет размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружений; на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Таманского сельского поселения для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83; привести в исправное состояние пожарные гидранты.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства, просит обязать администрацию Таманского сельского поселения устранить в полном объёме допущенные нарушения закона в течение шести месяцев.

Глава администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района Басловяк М.А. в судебном заседании требования прокурора признал частично. Суду пояснил, что пожарные водоёмы находятся в собственности «Таманского группового водопровода», который и несёт ответственность за качество давления воды. Освещение отсутствует на 30% улиц, на что имеются соответствующие документы. В бюджете поселения недостаточно средств для полного устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Начальник ОГПН г.Темрюк Лагуткин С.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что указанные в акте проверки нарушения требований пожарной безопасности должны устраняться в полном объёме. Администрацией поселения выделяется недостаточно средств, работой по устранению нарушений необходимо заниматься в полном объёме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, а именно администрацией Таманского сельского поселения Темрюкского района от 17.09.2010г. № 190 на территории Таманского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения и в подведомственных организациях (в Доме культуры ст. Тамань выявлены нарушения требований пожарной безопасности и решением Темрюкского районного суда деятельность по его эксплуатации приостановлена), не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Таманского поселения на 2008-2010г.г., а также: не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров (к тушению пожаров привлечены только добровольные пожарные дружины); не организовано проведение противопожарного обучения населения Таманского сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); на территории населённых пунктов Таманского сельского поселения не в полной мере обеспечены наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружений; на территории пос. Волна не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Таманского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 24-х имеющихся в неисправном состоянии 11).

Указанные обстоятельства нарушают требования Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об отверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктах относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действии; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.

Согласно п. 11 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 114 вышеуказанного Приказа, на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.

Статьи 89, 90 Приказа устанавливают, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Также вышеуказанные статьи устанавливают, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного снабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.

Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

У гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Таманского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Таманского сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объёме в течение шести меясцев нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Таманского сельского поселения;

- организовать проведение противопожарного обучения населения Фонталовского сельского поселения;

- создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

- на территории населённых пунктов Таманского сельского поселения обеспечить в полной мере наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружений;

- на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Таманского сельского поселения для целей наружного пожаротушения;

- по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83;

- привести в исправное состояние пожарные гидранты.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Л.А. Логвин

Мотивированный текст решения составлен 25 октября 2010 года.