решение об удовлетворении заявления прокурора Темрюкского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Новотаманского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности



К делу № 2-2141/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 18 октября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Логвин Л.А.,

при секретаре Колодезной Я.О.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю.,

и.о. главы администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Осяева В.Я.,

начальника ОГПН г.Темрюка начальника Лагуткина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ОГПН г.Темрюка проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что на территории Новотаманского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности.

Выявлены следующие нарушения: не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров (к тушению пожаров привлечены только добровольные дружины); не организовано проведение противопожарного обучения населения Новотаманского сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов Новотаманского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Новотаманского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения (недостаточное количество гидрантов в населённых пунктах поселения, а в <адрес> противопожарное водоснабжение отсутствует); по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в населённых не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; на момент проверки были перекрыты улицы в <адрес> и в <адрес> путём установки металлического ограждения; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 8-ми имеющихся на четыре населённых пункта в неисправном состоянии 2).

Согласно ст. 14, п.8.1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Также к правам органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, отнесено создание муниципальной пожарной охраны.

Бездействие администрации Новотаманского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что является основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.

Прокурор просит признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию Новотаманского сельского поселения устранить в полном объёме допущенные нарушения закона, а именно: обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Новотаманского сельского поселения; создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовать проведение противопожарного обучения населения Новотаманского сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны; на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Новотаманкого сельского поселения для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в населённых пунктах устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; привести в исправное состояние пожарные гидранты.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства. просит обязать администрацию Новотаманского сельского поселения Темрюкского района устранить в полном объёме в течение шести месяцев допущенные нарушения закона.

Исполняющий обязанности главы администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Осяев В.Я. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, указывая на то, что в бюджете поселения недостаточно средств для полного устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Начальник ОГПН г.Темрюк Лагуткин С.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что указанные в акте проверки нарушения требований пожарной безопасности должны быть устранены в полном объёме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, а именно администрацией Новотаманского сельского поселения Темрюкского района от 17.09.2010г. №191 на территории Новотаманского сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения. Выявлены следующие нарушения: не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров (к тушению пожаров привлечены только добровольные дружины); не организовано проведение противопожарного обучения населения Новотаманского сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов Новотаманского сельского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Новотаманского сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения (недостаточное количество гидрантов в населённых пунктах поселения, а в <адрес> противопожарное водоснабжение отсутствует); по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в населённых не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; на момент проверки были перекрыты улицы в <адрес> и в <адрес> путём установки металлического ограждения; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 8-ми имеющихся на четыре населённых пункта в неисправном состоянии 2).

Указанные обстоятельства нарушают требования Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об отверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктах относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статья 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действии; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.

Согласно п. 11 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «об утверждении правил пожарной безопасности в российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 114 вышеуказанного Приказа, на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.

Согласно ст. 31 Приказа, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносимую пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Статьи 89, 90 Приказа устанавливают, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Также вышеуказанные статьи устанавливают, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного снабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

У гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озёра, бассейны, градини и т.п.) к ним должна быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Также должно быть обеспечено поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Новотаманского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создаётся угроза возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Новотаманского сельского поселения Темрюкского района устранить в течение шести месяцев в полном объёме нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Новотаманского сельского поселения;

- создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

- организовать проведение противопожарного обучения населения Новотаманского сельского поселения мерам пожарной безопасности;

- принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны;

- на территории населённых пунктов Новотаманского сельского поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Новотаманского сельского поселения для целей наружного пожаротушения;

- по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83;

- к естественным водоёмам в населённых пунктах Новотаманского сельского поселения устроить подъезд с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года;

- привести в исправное состояние пожарные гидранты.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Л.А. Логвин

Мотивированный текст решения составлен 25 октября 2010 года.