К делу № 2-2146/10г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 11 октября 2010 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Логвин Л.А.,
при секретаре Колодезной Я.О.,
с участием помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А.Ю.,
представителей администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района – заместителя главы Кобозева Е.А. и эксперта по юридическим вопросам Чумак К.О.,
начальника ОГПН г.Темрюка начальника Лагуткина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Темрюкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с ОГПН г.Темрюка проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления установлено, что на территории Сенного сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения, не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Сенного поселения на 2008-2010г.г.
Выявлены следующие нарушения: не организовано проведение противопожарного обучения населения Сенного сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов Сенного сельского поселения не в полной мере обеспечены наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружений; на территории населённых пунктов поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Сенного сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в <адрес> и <адрес> не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; <адрес> и <адрес> для целей пожаротушения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами; <адрес> для целей пожаротушения не доукомплектован прицепной пожарной мотопомпой; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 24 имеющихся в неисправном состоянии 10).
Согласно ст. 14, п.8.1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Также к правам органов местного самоуправления поселений на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения поселений, отнесено создание муниципальной пожарной охраны.
Бездействие администрации Сенного сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, что является основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав этих лиц.
Прокурор просит признать указанное бездействие незаконным и обязать администрацию Сенного сельского поселения устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, а именно: обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Сенного сельского поселения; организовать проведение противопожарного обучения населения Сенного сельского поселения; принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны; на территории населённых пунктов Сенного сельского поселения обеспечить в полной мере наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мет размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружений; на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Сенного сельского поселения для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в <адрес> и <адрес> устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; <адрес> и <адрес> для целей пожаротушения доукомплектовать прицепной пожарной мотопомпой; привести в исправное состояние пожарные гидранты.
В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Лигачева А.Ю. поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Заместитель главы администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района Кобозев Е.А. и эксперт по юридическим вопросам Чумак К.О. в судебном заседании с требованиями прокурора согласились частично, указывая на то, что часть нарушения устранена, в здании администрации поселения имеется круглосуточный пост с телефоном для оповещения. Мотопомпы укомплектованы. Частично проведено противопожарное обучение населения. Имеется добровольная пожарная дружина. В бюджете поселения недостаточно средств для полного устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Начальник ОГПН г.Темрюк Лагуткин С.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил суд их удовлетворить, ссылаясь на то, что указанные в акте проверки нарушения требований пожарной безопасности должны быть устранены в полном объёме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и находит заявление прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из акта проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности органами местного самоуправления, а именно администрацией Сенного сельского поселения Темрюкского района от 17.09.2010г. № 192 на территории Сенного сельского поселения Темрюкского района не обеспечена реализация мер пожарной безопасности администрацией поселения не выполняется целевая программа обеспечения пожарной безопасности Сенного сельского поселения на 2008-2010г.г.; не организовано проведение противопожарного обучения населения Сенного сельского поселения мерам пожарной безопасности (пропаганда проводится лишь распространением листовок, без подтверждающих документов); не приняты меры к созданию подразделений муниципальной охраны; на территории населённых пунктов Сенного сельского поселения не в полной мере обеспечены наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружений; на территории населённых пунктов поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; противопожарный водопровод в населённых пунктах Сенного сельского поселения не обеспечивает запас воды для целей наружного пожаротушения; по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоемам не установлены указатели ГОСТ 12.4.009-83; к естественным водоёмам в <адрес> и <адрес> не устроены подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года; <адрес> и <адрес> для целей пожаротушения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами; <адрес> для целей пожаротушения не доукомплектован прицепной пожарной мотопомпой; пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии (из 24 имеющихся в неисправном состоянии 10).
Указанные обстоятельства нарушают требования Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 1230ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «Об отверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктах относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе, посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статья 63 Федерального закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действии; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами.
Согласно п. 11 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003г. № 313 «об утверждении правил пожарной безопасности в российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В соответствии с п. 114 вышеуказанного Приказа, на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны.
Согласно ст. 31 Приказа, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносимую пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Статьи 89, 90 Приказа устанавливают, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Также вышеуказанные статьи устанавливают, что пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного снабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого, необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
У гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Территории населённых пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Принимая во внимание указанные требования Закона, обстоятельства дела, а именно, бездействие администрации Сенного сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц, создаётся угроза возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района, выразившееся в неприятии мер по соблюдению законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию Сенного сельского поселения Темрюкского района устранить в течение одного месяца в полном объёме нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить реализацию мер пожарной безопасности администрацией Сенного сельского поселения;
- организовать проведение противопожарного обучения населения Сенного сельского поселения мерам пожарной безопасности;
- принять меры к созданию подразделений муниципальной пожарной охраны;
- на территории населённых пунктов Сенного сельского поселения обеспечить в полной мере наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоёмов, к входам в здания и сооружений;
- на территории населённых пунктов поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- обеспечить запас воды в противопожарном водопроводе в населённых пунктах Сенного сельского поселения для целей наружного пожаротушения;
- по направлению движения к пожарным гидрантам, резервуарам и водоёмам установить указатели ГОСТ 12.4.009-83;
- к естественным водоёмам в <адрес>. <адрес> и <адрес> устроить подъезды с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размером не менее 12х12 метров для забора воды в любое время года;
- <адрес> и <адрес> для целей пожаротушения обеспечить переносными пожарными мотопомпами;
-<адрес> для целей пожаротушения доукомплектовать прицепной пожарной мотопомпой;
- привести в исправное состояние пожарные гидранты.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: Л.А. Логвин
Мотивированный текст решения составлен 15 октября 2010 года.