ДЕЛО № 2-2083/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Темрюк 12.10.2010 г.
Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе: Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
При секретаре Булаховой М.В.
С участием старшего помощника прокурора Темрюкского района Скобликовой И.И.
С участием представителя заинтересованного лица Смыслова Ю.Ю. по доверенности Карант С.Л.
Представителя администрации МО Темрюкского района по доверенности Люсого Д.В.
Представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра, картографии по КК по доверенности Комаровой Ю.Н.
Рассмотрев в отрытом судебном заседании заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, и просит признать Постановление Главы Муниципального образования Темрюкский район за №1375 от 14.07.2010 г. «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу Темрюкский район, восточнее <адрес> (район рыболовецкой бригады №), для строительства и эксплуатации базы отдыха» незаконным, обязать Главу Муниципального образования Темрюкский район устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Свои требования прокурор обосновал тем, что Постановлением Главы МО Темрюкского района от 14.07.2010г. за №1375 Смыслову Ю.Ю. по процедуре предварительного согласования места размещения объекта предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Темрюкский район, восточнее <адрес>, район рыболовецкой бригады №. Ст.30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по формированию участка. Согласно п.3 ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков под строительство. В соответствии со ст.31 п.5 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане в соответствии с возможными вариантами их выбора. В нарушении указанных требований закона информация в газете о намерении предоставления земельного участка в аренду была опубликована в газете «Тамань» № от 16.06.2010г., а акт выбора был согласован 16.03.2010г. То есть заинтересованные лица были лишены возможности подать заявки на заключение договора аренды. Кроме того акт согласования не содержит даты согласования, что является обязательным реквизитом документа. 09.08.2010г. прокуратурой в адрес администрации МО Темрюкского района был принесен протест на постановление №1375 от 14.07.2010г., поскольку прокурор считает его незаконным. По результатам рассмотрения протеста прокурора, постановление оставлено без изменения, протест без удовлетворения. Причиной отклонения протеста явились доводы администрации МО Темрюкский район о том, что предоставление земельного участка Смыслову Ю.Ю. по предварительному согласованию проводилось в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Люсый Д.В. с заявлением прокурора не согласился. В суде пояснил, что в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта или с предварительным согласованием. Администрацией МО Темрюкского района предоставлен был земельный участок Смыслову Ю.Ю. с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть по процедуре, которая не предусматривает торги. 29.10.2009г. решением межведомственной комиссии Смыслову Ю.Ю. согласовано предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> га для строительства базы отдыха восточнее <адрес>. В соответствии с п.5 ст.31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформлены актом о выборе земельного участка для строительства от 16.03.2010г. 16.04.2010г. постановлением администрации МО Темрюкского района № 626 Смыслову Ю.Ю. предварительно согласовано место размещения базы отдыха на земельном участке, расположенном восточнее <адрес>. 16.06.2010г. в районной газете «Тамань» была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство. В акте указана дата согласования 16.03.2010г. Акт выбора земельного участка является технической документацией и законодательством не регулируется порядок его оформления. Земельным Кодексом РФ не раскрываются формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления, а также формы, сроки и процедуры участия граждан в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы. Таким образом, вышеуказанная норма только лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно представлять соответствующую информацию и не предусматривает обязанность органов местного самоуправления выявлять мнение населения, а также лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка и учитывать такое мнение при принятии решения о выборе или предоставлении земельного участка или собирать заявления иных лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Признать недействительным акт возможно только в том случае, если ущемлены чьи-то права. После опубликования информации в газете, претензий не поступало. Таким образом, нарушений действующего законодательства при публикации в газете «Тамань» объявления о предоставлении земельного участка Смыслову Ю.Ю., равно как нарушений процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, администрация не усматривает.
Представитель Смыслова Ю.Ю. по доверенности Карант С.Л. с доводами прокурора не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, ссылаясь на то, что земельный участок не относится к землям запаса. В кадастровом паспорте земельного участка, выданного 21 мая 2010 года, указана категория земель – земли населенных пунктов. Кадастровый паспорт является единственным документом подтверждающим категорию земель. В кадастровом плане также видно, что все прилегающие земли к спорному земельному участку являются землями поселения, а не землями запаса. При сдаче на госрегистрацию документов, была выдана расписка Росреестром о том, какой пакет документов был получен на госрегистрацию. Акт выбора в этом списке не указан, так как он не предоставлялся в Росреестр и не понятно, как он появился в регистрационном деле. Кроме того, с даты публикации информации в газете, возражений ни от кого не поступало и никто не претендовал на указанный земельный участок. Также, представитель Смыслова Ю.Ю. в суде указал на то, что публикация в газете носит уведомительный характер.
Представитель Управление Росреестра Краснодарского Края Комарова Ю.Н. в суде пояснила, что 03.09.2010 года Смыслову Ю.Ю. было отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.04.2010 года за №, предметом которого является земельный участок для строительства и эксплуатации базы отдыха с кадастровым номером № расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее <адрес> (район рыболовецкой бригады №). Согласно действующего Земельного Законодательства информирование населения администрацией проводится до оформления акта выбора земельного участка. При наличии заявок право на заключение договора аренды на земельный участок должно быть выставлено на торги. Согласно предоставленным документам в регистрационный орган, в нарушение указанной выше процедуры информация о намерении предоставить земельный участок в аренду была опубликована в газете «Тамань» 16.06.2010 года, а акт о выборе земельного участка был согласован 16.03.2010 года. Кроме того, предоставленный акт о выборе не содержит обязательного реквизита документа – даты его составления. Согласно данным графического учета земель Темрюкского района, спорный земельный участок отнесен к категории земель запаса. Предоставление земельного участка по процедуре согласования из земель запаса не допускается, так как согласно п.2 ст. 103 ЗК РФ, использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. На регистрацию не были представлены документы, подтверждающие процедуру перевода данного земельного участка из земель запаса в земли населенных пунктов. О постановке земельного участка на кадастровый учет решение принимает Земельная кадастровая палата Краснодарского края. Управление Росреестра только удостоверяет сведения, указанные в кадастровом паспорте, то есть Земельная кадастровая палата несет всю ответственность за достоверность указанных в кадастровом паспорте сведений. В данном случае, Земельная кадастровая палата приняла решение, не основываясь ни на одном из документов. Испрашиваемый земельный участок – это земли запаса, что подтверждается графическим учётом.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание по доверенности Плукчи Т.И. (л.д.80) не явилась, предоставила в суд письменный отзыв, в котором указала, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. относится к землям населенных пунктов. В связи с тем, что право собственности Краснодарского края на упомянутый земельный участок не зарегистрировано, а также права и законные интересы Краснодарского края оспариваемым постановлением не нарушены, департамент имущественных отношений Краснодарского края просит суд рассмотреть данное заявление в отсутствие представителя департамента (л.д.81-84).
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 ЗК РФ). Такое решение принимается в порядке, установленном статьями 30-34 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов или без предварительного согласования места размещения объекта.
В пункте 5 статьи 30 ЗК РФ закреплено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке. Сначала происходит выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Затем проведение работ по формированию земельного участка, постановка его на государственный кадастровый учет, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ. Далее принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможности или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3 ст. 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 ст. 31 ЗК РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, Постановлением главы МО Темрюкский район от 14.07.2010 года за № 1375 Смыслову Ю.Ю. по процедуре предварительного согласования места размещения объекта был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Темрюкский район, восточнее <адрес> (район рыболовецкой бригады №) (л.д.8-9).
Акт о выборе земельного участка для строительства базы отдыха восточнее <адрес> (район рыболовецкой бригады №) Смыслову Ю.Ю., был согласован с главой МО Темрюкский район Нечушкиным А.П. 16 марта 2010 года (л.д.34-35). Информирование населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства прошло через районную газету «Тамань» 16 июня 2010 года № (9773) (л.д.65-66).
Однако исполнение обязанности по информированию населения предшествует выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости. Из смысла Закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании.
В материалах дела нет доказательств информирования населения через средства массовой информации до момента производства работ по выбору земельного участка. Таким образом, заинтересованные лица (неопределенный круг лиц) были лишены возможности подать заявки на заключение договора аренды.
Невыполнение требования Земельного кодекса РФ о последовательности проведения процедуры выдела земельного участка с предварительным согласованием является нарушением основных принципов земельного законодательства, поэтому не может быть признано формальным. Статьями 1 и 31 ЗК РФ предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране.
Одним из оснований для предъявления указанного заявления прокурора Темрюкского района в суд явилось то, что предоставленный Смыслову Ю.Ю. земельный участок относится к землям запаса. Однако, доводы прокурора и представителя Управления Росреестра о том, что Смыслову Ю.Ю. был предоставлен земельный участок из земель запаса, опровергаются установленными в суде доказательствами.
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением Краснодарский край, Темрюкский район, восточнее <адрес> (район рыболовецкой бригады №), он относится к категории земель – земли населенных пунктов (л.д.68). В кадастровом плане территории также видно, что все прилегающие земли к спорному земельному участку являются землями поселения, а не землями запаса (л.д.108-146). Указанные обстоятельства подтверждаются и ответом Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского Края, что упомянутый земельный участок относится к землям населенных пунктов, право собственности Краснодарского края на данный земельный участок не зарегистрировано (л.д.84). В судебном заседании представитель Рореестра Комарова Ю.Н. указала на то, что ею был подписан кадастровый паспорт на спорный земельный участок, где указано, что он относится к землям населенных пунктов (л.д.15), на основании Инструкции о порядке удостоверения документов, сформированных из ГКН и ЕГРОКС (л.д.104-106). Таким образом, утверждает Комарова Ю.Н., она подписала кадастровый паспорт на основании данных ФГУ «Земельная кадастровая палата». Однако, согласно инструкции (л.д.105), документы ГКН, передаваемые на удостоверение на бумажных носителях, должны проверяться уполномоченными лицами Управления Росреестра, в том числе и территориальных органов. Указания представителя Росреестра и прокурора о том, что переданный Смыслову Ю.Ю. земельный участок относится к землям запаса и не были представлены документы, подтверждающие процедуру перевода данного земельного участка из земель запаса в земли населенных пунктов, ничем не подтверждены и опровергнуты доказательствами, указанными выше.
Так как при предоставлении земельного участка Смыслову Ю.Ю., была нарушена процедура его предоставления, предусмотренная ЗК РФ, то суд удовлетворяет требования прокурора Темрюкского района.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать Постановление Главы Муниципального образования Темрюкский район за №1375 от 14.07.2010 г. «О предоставлении в аренду
земельного участка, расположенного по адресу Темрюкский район, восточнее <адрес>, для строительства и эксплуатации базы отдыха» незаконным.
Обязать Главу Муниципального образования Темрюкский район устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение составлено 14 октября 2010 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: