иск прокурора Темрюкского района об освобождении занимаемого земельного участка и приведении его в первоначальное состояние



ДЕЛО № 2-2068/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Темрюк 15.11.2010 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

С участием старшего помощника прокурора Темрюкского района Скобликовой И.И.

При секретаре Булаховой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к Ярославскому А.А. об освобождении занимаемого земельного участка и приведении его в первоначальное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Ярославскому А.А. об обязании ИП Ярославского А.А. освободить земельный участок, расположенный в прибрежной полосе водоохраной зоне <адрес>, ниже водозабора Филиала ТГВ ООО «<данные изъяты>», а именно демонтировать кафе, причалы для маломерных судов, туалеты и иные сооружения, возведенные на указанном земельном участке и обязать привести земельный участок в первоначальное состояние.

Свои требования обосновал тем, что прокуратурой Темрюкского района совместно со специалистами территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе, Темрюкского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю, Темрюкского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, а также администрации муниципального образования Темрюкский район проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Ярославского А.А..

Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Ярославский А.А. эксплуатирует земельный участок из земель запаса в границах кадастрового квартала 23:30:1003001, расположенный в прибрежной полосе и водоохранной зоне <адрес>, ниже водозабора Филиала ТГВ ООО «<данные изъяты>», без правоустанавливающих документов. Предпринимателем на указанной территории установлены кафе, туалеты, автостоянка, организована временная база-стоянка маломерных судов, осуществляется деятельность по доставке туристов на маломерных судах на объект показа «<данные изъяты>», то есть имеются признаки занятия и освоения территории.

Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на используемый земельный участок у ИП Ярославского А.А. отсутствуют, что подтверждается информацией полученной от Темрюкского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и администрации муниципального образования Темрюкский район.

В ходе проверки также установлено, что в нарушение п. 5.1; п. 5.2; п. 8.4; п. 6.2; п. 6.4; п. 8.4; п. 16 «Санитарно эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 6 ноября 2001 года, на указанной территории организована деятельность общественного питания быстрого обслуживания на привозной воде, ведется приготовление первых, вторых блюд, отсутствует необходимый набор производственных помещений, нет горячей проточной воды, нет условий для подготовки сырья, не созданы условия для соблюдения личной гигиены работников.

Кроме того, на эксплуатируемой территории в водоохранной зоне реки <данные изъяты> на песчаном грунте размещены транспортные средства сторонних лиц, в том числе отдыхающих. Места стоянок автотранспорта, расположенного на занимаемой предпринимателем территории, не имеют твердого покрытия, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (<адрес>) от загрязнения, засорения.

Более того, на указанной территории размещена и эксплуатируется база-стоянка маломерных судов, которая не зарегистрированная в Темрюкском отделении центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Краснодарскому края. Деятельность по доставке туристов на маломерных судах (на объект показа «<данные изъяты>») осуществляется с многочисленными нарушениями требований «Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502, «Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае» утвержденных постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 № 536, а именно: пассажиры и судоводители не одеты в спасательные жилеты; осуществляется перевозка людей, в том числе детей с многократным превышением пассажировместимости предусмотренной техническими характеристиками маломерного судна, что может привести к авариям и несчастным случаям с причинением вреда их жизни и здоровью. За период с 28.06.2010 по 02.08.2010 в отношении судоводителей маломерных судов, выходящих на маршрут с указанной базы, за превышением норм пассажировместимости было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, однако соответствующих выводов до настоящего времени не сделано.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Скобликова И.И, просила удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.

Ответчик Ярославский А.А. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. В суде пояснил, что он при проведении прокурорской проверки не присутствовал. Кафе, причалы, туалеты он не возводил, эти сооружения возводились ООО «<данные изъяты>», ИП осуществлял только пользования данными объектами. В настоящее время им оформляются документы на спорный земельный участок.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по доверенности Соболев Е.Е. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя службы (л.д.171).

Представитель Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Комарова Ю.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела (л.д.170).

Представитель Темрюкского отделения Центра ГИМС Искоростинский А.В. (л.д.159) в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить. В суде пояснил, что при проведении комиссионной проверки на реке <данные изъяты> по линии Государственной инспекции по маломерным судам был выявлен ряд нарушений и недостатков. Указанная база стоянка не зарегистрирована в Темрюкском отделении ГИМС в установленном порядке. Матрос-спасатель, обеспечивающий безопасную посадку – высадку пассажиров отсутствует. Контроль со стороны организаторов проката за выпуском судов в плавание – полностью отсутствует. За период с 28 июня по 02 августа на судоводителей маломерных судов, выходящих на маршрут с базы, было зарегистрировано 13 административных правонарушений за превышение норм пассажировместимости. Таким образом, данная база эксплуатируется с нарушением норм установленного законодательства и подлежит закрытию до наведения должного правопорядка.

Представитель администрации МО Темрюкский район по доверенности Худавердова Н.А. (л.д.27) просила принять решение на усмотрение суда. В суде пояснила, что 23 ноября 2009 года ИП Ярославский А.А. обратился в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением о возможности размещения объекта обзорного показа «<данные изъяты>». 28 января 2010 года решением межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории муниципального образования Темрюкский район (Протокол № 1/346 от 28.01.2010) согласовано предоставление земельного участка площадью 2 га., в 2,2 км на север от северной окраины поселка <адрес>, для размещения объекта обзорного показа «<данные изъяты>». 19 марта 2010 года Управлением по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Темрюкский район утверждено заключение о возможности предоставления указанного земельного участка.

Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 23 июля 2010 года №1462 «О предварительном согласовании Ярославскому Андрею Андреевичу места размещения объекта обзорного показа «Долина лотосов» на земельном участке, расположенном по адресу: Темрюкский район, вдоль автодороги подъезд к <данные изъяты>» предварительно согласовано место размещения, а также оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта обзорного показа «<данные изъяты>».

Границы указанного земельного участка установлены на местности, схема утверждена. В настоящее время проходит постановка земельного участка на кадастровый учет. После постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» администрация муниципального образования Темрюкский район будет ходатайствовать перед администрацией Краснодарского края о переводе земельного участка из земель запаса в земли, особо охраняемых территорий.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования, заявленные прокурором Темрюкского района, подлежат удовлетворению.

Проведенной прокуратурой Темрюкского района проверкой было установлено, что индивидуальный предприниматель Ярославский А.А. эксплуатирует земельный участок из земель запаса в границах кадастрового квартала 23:30:1003001, расположенный в прибрежной полосе и водоохранной зоне <адрес>, ниже водозабора Филиала ТГВ ООО «<данные изъяты>», без правоустанавливающих документов.

На указанной территории установлены кафе, туалеты, автостоянка, организована временная база-стоянка маломерных судов, осуществляется деятельность по доставке туристов на маломерных судах на объект показа «Долина лотосов», то есть имеются признаки занятия и освоения территории.

Действия индивидуального предпринимателя Ярославского А.А. по самовольному занятию земельного участка нарушают право граждан на свободу передвижения, предусмотренную ст.27 Конституции РФ, а также право на доступ к водным объектам общего пользования и бесплатного их использования для личных и бытовых нужд (ст.6 Водного кодекса РФ).

В соответствии с ч.1 ст.25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно сообщению начальника Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю Фисенко Е.А. ИП Ярославский А.А. использует земельный участок из земель запаса в границах кадастрового квартала 23:30:1003001 для организации проката маломерных судов по маршруту «<данные изъяты>» на реке <данные изъяты> в районе пос. <адрес>. Сведения о земельном участке, используемом ИП Ярославским А.А., в границах кадастрового квартала 23:30:1003001 для организации проката маломерных судов по маршруту «<данные изъяты>» на реке <адрес> Темрюкского района в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав отсутствуют (л.д.8).

В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов. Частью 2 ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Как видно из предоставленных документов 23 ноября 2009 года ИП Ярославский А.А. обратился в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением о возможности размещения объекта обзорного показа «<данные изъяты>».

В соответствии с ФЗ от 25.10.2010 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно ст. 103 ЗК РФ использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель, в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка, осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель ст. 13 ФЗ от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Во исполнение требований закона 28 января 2010 года решением межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории муниципального образования Темрюкский район (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) было согласовано предоставление земельного участка площадью 2 га., в 2,2 км на <адрес>, для размещения объекта обзорного показа «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Управлением по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Темрюкский район утверждено заключение о возможности предоставления указанного земельного участка. Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании Ярославскому А.А. места размещения объекта обзорного показа «<данные изъяты>» на земельном участке, расположенном по адресу: Темрюкский район, вдоль автодороги подъезд к <адрес> предварительно согласовано место размещения, а также оформлен акт выбора земельного участка для строительства объекта обзорного показа «<данные изъяты>» (л.д.30-64).

Так как перевод земель из одной категории в другую осуществляется администрацией Краснодарского края, ИП Ярославскому А.А. было рекомендовано обратиться с заявлением на имя главы МО Темрюкский район с предоставлением кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка (л.д.172-173).

Как пояснила в суде представитель администрации МО Темрюкский район, ИП Ярославский А.А. указания не выполнил, земельный участок в аренду не предоставлялся. Таким образом, правоустанавливающих документов на указанный земельный участок, не имеется.

В ходе проведения комиссионной проверки на реке <данные изъяты>, также было установлено, что в нарушение п. 5.1; п. 5.2; п. 8.4; п. 6.2; п. 6.4; п. 8.4; п. 16 «Санитарно эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 6 ноября 2001 года, на указанной территории организована деятельность общественного питания быстрого обслуживания на привозной воде, ведется приготовление первых, вторых блюд, отсутствует необходимый набор производственных помещений, нет горячей проточной воды, нет условий для подготовки сырья, не созданы условия для соблюдения личной гигиены работников, нет душевых, используется общественный туалет (л.д.9).

На основании ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В нарушение указанных требований места стоянок автотранспорта, сторонних лиц и отдыхающих, расположенного на занимаемой предпринимателем территории, не имеют твердого покрытия, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (<адрес>) от загрязнения, засорения.

На указанной территории размещена и эксплуатируется база-стоянка маломерных судов, которая не зарегистрированная в Темрюкском отделении центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Краснодарскому края. Деятельность по доставке туристов на маломерных судах (на объект показа «Долина лотосов») осуществляется с многочисленными нарушениями требований «Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502, «Правил пользования водными объектами в Краснодарском крае» утвержденных постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 № 536, а именно: пассажиры и судоводители не одеты в спасательные жилеты; осуществляется перевозка людей, в том числе детей с многократным превышением пассажировместимости предусмотренной техническими характеристиками маломерного судна, что может привести к авариям и несчастным случаям с причинением вреда их жизни и здоровью. За период с 28.06.2010 по 02.08.2010 в отношении судоводителей маломерных судов, выходящих на маршрут с указанной базы, за превышением норм пассажировместимости было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях (л.д.80-115).

Таким образом, неправомерные действия ответчика по размещению в водоохранной зоне реки <данные изъяты> транспортных средств, вне оборудованных площадок, кафе, базы-стоянки маломерных судов, а также осуществление деятельности нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, безопасность на водных объектах, закрепленные в Конституции РФ, Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающее среде», Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Краснодарском крае» утвержденных постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30 июня 2006 г. № 536.

Ссылки ответчика на то, что кафе, причалы для маломерных судов, туалеты и иные сооружения, возведенные на указанном земельном участке ООО «<данные изъяты>» необоснованны, так как в соответствии с информацией Начальника Управления по санаторно – курортному комплексу и туризму (л.д.12), фирма ООО «<данные изъяты>» свою деятельность на объекте туристического показа «<данные изъяты>» не заявляла, и в реестре не значится.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Индивидуального предпринимателя Ярославского А.А. освободить земельный участок, расположенный в прибрежной полосе и водоохранной зоне реки <данные изъяты>, ниже водозабора Филиала ТГВ ООО «<данные изъяты>», а именно демонтировать кафе, причалы для маломерных судов, туалеты и иные сооружения, возведенные на указанном земельном участке.

Обязать Индивидуального предпринимателя Ярославского А.А. привести занимаемый земельный участок в первоначальное состояние.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2010 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: