Корж О.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления



ДЕЛО № 2-2324/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Темрюк 17.11.2010г.

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

С участием представителя администрации Муниципального образования

Темрюкский район Кайгородцева А.А.

С участием представителя Департамента имущественных отношений администрации КК Плукчи Т.И.

При секретаре Булаховой М.В.

С участием представителя заявителя Корж О.И. по доверенности Корж И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Корж О.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Корж О.И. обратилась в суд с иском к администрации МО Темрюкский район о признании за ней права собственности на земельную долю в размере 1,87 га в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения, расположенный в границах агрофирмы «<данные изъяты>» Темрюкского района. Свои требования обосновала тем, что она в период с 1966 года по 1993 год работала в Старотитаровском СЕЛЬПО. То есть в период передачи земель, находящихся в собственности винсовхоза «<данные изъяты>» ст. Старотитаровской в общую долевую собственность, она являлась лицом, занятым в социальной сфере. При реорганизации винсовхоза «<данные изъяты>» в агрофирму «<данные изъяты>» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В районную комиссию по приватизации земель и реорганизации совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подавались заявки на предоставлении земли в ту или иную форму собственности. К данной заявке прилагались списки лиц, которые имеют право на получение земли в собственность бесплатно. В связи с чем, Корж О.И., как работником социальной сферы, было написано соответствующее заявление.

Постановлением главы администрации Темрюкского района от 22 июня 1994 года за № 807 утверждены списки сособственников земельных паев (долей) АФ «<данные изъяты>», в которых заявитель не значится, чем был нарушен Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». О том, что нарушено её право, на получение в собственность земельной доли бесплатно, она узнала только в 2008 году, когда решила реализовать своё право на осуществление выдела своего земельного пая. Учитывая указанные обстоятельства, обратилась в суд за защитой своих прав.

В судебное заседание заявительница Корж О.И. не явилась, так как в настоящее время находится на стационарном лечении в онкологическом центре.

Суд, на основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ рассматривает дело в её отсутствие, но с участием в процессе её представителя по доверенности Корж И.Н. (л.д.26).

Представитель заявителя Корж И.Н. в судебном заседании представил заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, т.е. оформил требования в порядке Главы 25 ГПК РФ и просил признать действия администрации МО Темрюкский район, выразившееся в отказе включить Корж О.И. в список сособственников земельных паев АФ «<данные изъяты>» незаконными, обязать администрацию МО Темрюкский район устранить допущенные нарушения. В суде указал, что в 2006 году он обращался от своего имени и от имени своей супруги в УФАКОН, по вопросу включения их в списки сособственников земельных долей. Корж И.Н. в списках был, ему был наделен пай, а заявительница в списках отсутствовала. Затем, за восстановлением нарушенного права Корж О.И. обратилась в администрацию МО Темрюкский район с заявлением включить её в список собственников земельных паев, но ей ответили отказом, сообщив, что Земельным Кодексом РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения. По ответу архивного отдела администрации МО Темрюкский район к Постановлению главы администрации Темрюкского района от 22.06.1994 года № 807 список сособственников долей не прилагался. С 2007 года заявительница неоднократно обращалась с заявлением о восстановлении её нарушенного права, но заявления оставались без движения, возвращались. Корж О.И. неоднократные обращалась по поводу нарушенного права собственности на земельную долю в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Указом Президента от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в администрацию МО Темрюкский район, правовое управление администрации Краснодарского края, департамент имущественных отношений Краснодарского края, но получала ответ, что требования её неправомерны и данные Указы Президента РФ утратили силу. Кроме того, наделение бывших работников социальной сферы совхозов и колхозов, не вошедших в списки собственников имущества реорганизованных колхозов, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности. Однако до настоящего времени Корж О.И. не сообщили: на каком основании и по чьей вине, не исполнялись Указы Президента от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и от 02.03.1992 года № 213 « О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в период их действия. По каким причинам при проведении общего собрания трудового коллектива агрофирмы «Восход» при решении вопроса о наделении работников социальной сферы земельными долями она была лишена права на земельную долю.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцев А.А. (л.д.78) заявленные требования не признал, и просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на пропуск срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ без уважительных причин, указав, также, что на сегодняшний день, органы местного самоуправления не наделены
полномочиями по распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, указанные полномочия отнесены Законом к органам исполнительной власти субъектов РФ, в данном случае, это компетенция департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края. Наделение бывших работников социальной сферы совхозов и колхозов,
не вошедших в списки сособственников земельных долей, правом собственности на земельную долю повлечет пропорциональное уменьшение земельных долей всех остальных участников долевой собственности.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Плукчи Т.И. (л.д.96) просила в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления в части не включения заявителя в список сособственников земельных паев АФ «Восход» незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района. Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Данных, свидетельствующих о том, что коллективами колхозов, совхозов, агрофирм в Темрюкском районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется.


Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского района от 22.06.1994 г. №807 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «<данные изъяты>» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решением общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав.

Кроме того, Указ Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» не регулировал вопросы наделения конкретных граждан земельными участками, а определял порядок установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан.

Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв, где в удовлетворении требований просил отказать в связи с пропуском срока исковой давности и просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.69-71).

Представитель Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Комарова Ю.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Краснодарскому краю (л.д.125).

В силу ч.2 ст. 257 ГК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления в порядке Главы 25 ГПК РФ.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц агрофирма «Восход» ликвидирована в 2006 г.вследствие признания несостоятельным (банкротом) (л.д.86-89).

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему:

С 23.11.1990 г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992 г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «<данные изъяты>» в агрофирму «<данные изъяты>» (л.д.109), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

Заявитель Корж О.И. в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением Главы администрации Темрюкского района, не значится. В связи с чем, она обратились в суд за защитой своих прав.

Решением Темрюкского районного суда от 16.04.2010 года действия администрации МО Темрюкский район по отказу во включении Корж О.И. в список собственников земельных паев были признаны незаконными. Указанным решением суд обязал администрацию МО Темрюкский район устранить допущенные нарушения (л.д.38-39).

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.07.2010 года (л.д.57-62) решение Темрюкского районного суда от 16.04.2010 года было отменено и указано, что суд не привлек к участию в деле специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края (администрация Краснодарского края и Департамент имущественных отношений Краснодарского края) по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

Кроме того, согласно кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского Краевого суда от 05.07.2010 г., возможность передачи Корж О.И. в собственность земельной доли агрофирмы «<данные изъяты>» может возникнуть только при признании недействительным постановления главы администрации Темрюкского района от 22.06.1994 г. за №8076, которым утверждены списки сособственников земельных паев (долей) АФ «<данные изъяты>». В связи с чем, заявитель предъявил требования в порядке главы 25 ГПК РФ, предоставив в суд соответствующее заявление.

Согласно ч.1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельная категория выделяются земли запаса.

К землям запаса, на основании ст. 103 ЗК РФ относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, временно неиспользованных до момента их отвода гражданам или юридическим лицам.

В пункте 2 указанной статьи запрещается использовать земли запаса до перевода в другую категорию земель. Следовательно, одним из оснований перевода земель из одной категории в другую является предоставление земельных участков из земель запаса. Согласно ст. 13 ФЗ от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка, осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Учитывая указанные обстоятельства, определением суда в качестве заинтересованных лиц были привлечены к участию в деле, администрация МО Темрюкский район, администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений администрации Краснодарского края и Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии по КК.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г.N213«О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Как видно из трудовой книжки заявительницы (копия приобщена к материалам дела) на момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «<данные изъяты>» и утверждения этих списков (1993-1994г.г.), Корж О.И. работала в Старотитаровском акционерном обществе потребительской кооперации закрытого типа, 21.01.1993 года уволена переводом в Таманское управление водопроводов (л.д.8-9).

Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»).

Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Таким образом, наделение работников социальной сферы земельными паями являлось правом, а не обязанностью членов сельскохозяйственного предприятия и не включение в данные списки данных лиц не является нарушением.

Данных, свидетельствующих о том, что коллективами колхозов, совхозов, агрофирм в Темрюкском районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется.


Таким образом, постановление главы администрации Темрюкского района от 22.06.1994 за № 807 «Об утверждению списков сособственников земельных паев АФ «<данные изъяты>» вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решением общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав.

Заявителем не представлено доказательств, которые могли бы послужить основанием для вывода о противоречии оспариваемого постановления действовавшему на момент его издания законодательству.

Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».

Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявитель знала о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации колхоза. Но в суд обратилась, как следует из показаний ее представителя в 2007 г., а по материалам дела только 05.02.2010 г. (л.д.3). Заявитель и её представителем не предоставлены доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. Более того, представитель заявителя Корж И.Н. не ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Корж О.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления по вынесению постановления за № 807 от 22.06.1994 г. «Об утверждении списков сособственников земельных паев агрофирмы «Восход», в части не включения ее в списки сособственников земельных паев агрофирмы, в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения с заявлением в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2010 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: