Решение по заявлению Облап Е.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными



К делу № 2-2129/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 09 ноября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

при секретаре Белоус А.В.,

с участием заявителя Облап Е.Н.,

представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Плукчи Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Облап Е.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

Облап Е.Н. обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к администрации МО Темрюкский район о признании за ним права собственности на земельный пай в размере № га, расположенный в границах <адрес>.

Свои требования Облап Е.Н. обосновал тем, что при реорганизации совхоза «Я», расположенного в <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. На общем собрании было принято решение не выделять земельные доли работникам социальной сферы. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственным предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района, не значится. Считает, что он незаконно не был включен в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, так как при вынесении данного постановления он лишился права на бесплатное получение в собственность земли.

В связи с тем, что восстановить свое нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно он может только в судебном порядке, так как Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал ему предоставить бесплатно в собственность земельный пай, объяснив тем, что ЗК РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения, заявитель просит признать за ним право собственности на земельную долю.

В судебном заседании заявитель Облап Е.Н. изменил исковые требования и просил признать действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными в части невключения его в список сособственников земельных паев, а также просил суд восстановить срок для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, и обязать администрацию МО Темрюкский район включить его в списки сособственников земельных долей АФ «Янтарь». Считает, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен им по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, об удовлетворении заявленных требований Облап Е.Н. не возражал, суду пояснил, что установление наличия либо отсутствия права заявителя быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, является прерогативой суда.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Плукчи Т.И. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считает заявление Облап Е.Н. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав на то, что согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района (пункт 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов). Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства, то есть, наделение работников социальной сферы земельными паями являлось правом, а не обязанностью членов сельскохозяйственного предприятия и не включение в данные списки данных лиц не является правонарушением. Ссылка Облап Е.Н. в заявлении на Указ президента РФ от 02.03.1992г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» является несостоятельной, поскольку данный нормативно-правовой акт определяет только порядок установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в их собственность, но не устанавливает категории граждан, которым земельные участки (доли) могут передаваться в собственность бесплатно. Правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента от 27.12.1991. № 323 и ряда постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявитель знал о бесплатном наделении земельной доли в силу общей публичности осуществлении приватизации колхоза, но в суд обратился лишь в 2009г., спустя более 16 лет, и не представил суду доказательств уважительности причин пропуска на обжалование действий органа местно самоуправления.

Представитель ОАО АФ «Южная» по доверенности Шамрай Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. От представителя поступило заявление, в котором просила рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении требований истца просила отказать.

Представитель Темрюкского отдела федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении требований заявителя просил отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Облап Е.Н.

С 23.11.1990г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Янтарь» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994г. за №1043, не значится. На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Я» и утверждения этих списков Облап Е.Н. работал <данные изъяты> Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (копия приобщена к материалам дела) и копией справки № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записей трудовой книжки Облап Е.Н. с 09.02.1976 года по 20.08.1987 года работал <данные изъяты> в винсовхозе «Я»; с 19.08.1987 года по 28.02.1992 года работал <данные изъяты> в п/л «Д»; с 02.03.1992 года работал <данные изъяты> на б/о «Д» на предприятии «Д».

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п.24 Постановления №2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд Облап Е.Н. обратился лишь в 2009г., т.е. спустя более 16 лет.

Заявителем не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. Суд отказывает в удовлетворении заявления Облап Е.Н. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявления Облап Е.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными в части не включения его в список сособственников земельных паев в связи с пропуском без уважительных причин срока давности, установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Ю.Н. Шеремет

Мотивированный текст решения изготовлен 13.11.2010г.