Решение по иску Головачева С.А. о признании действий (бездействий) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконным



К делу № 2-2123/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 19 ноября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

с участием заявителя Головачева С.А.,

представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Мороз М.Н.,

при секретаре Белоус А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Головачева С.А. о признании действий (бездействий) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

Головачев С.А. обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к администрации МО Темрюкский район о признании права собственности на земельную долю размером № га, расположенную в границах <адрес> в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, в котором просит признать за ним право собственности на земельную долю, размером №, расположенную в границах <адрес> в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что, будучи работником совхоза «Таманский», при реорганизации совхоза «Таманский» в ТОО АФ «Таманская», в нарушение постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которое устанавливало право всех членов колхозов и работников совхозов на бесплатный земельный пай и имущественный пай в общей долевой собственности, не был включен в списки сособственников земельных паев, поданные агрофирмой в районную комиссию.

Головачев С.А. считает решение трудового коллектива незаконным, так как при принятии этого решения он лишился права на бесплатное получение в собственность земли. Департамент имущественных отношений Краснодарского края также отказался предоставить заявителю бесплатно в собственность земельный пай, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец Головачев С.А. изменил исковые требования и просил признать действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными в части невключения его в список сособственников земельных паев, а также просил суд поддержал свои требования, и пояснил, что восстановить свое нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно он может только лишь в судебном порядке, поскольку департамент имущественных отношений Краснодарского края и администрация муниципального образования Темрюкский район отказали ему предоставить бесплатно в собственность земельные паи, объяснив тем, что ЗК РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что срок установленный статьей 256 ГПК РФ пропущен им по уважительной причине и подлежит восстановлению. Истец просит суд восстановить ему пропущенный срок для обжалования действий (бездействий) органа местного самоуправления, признать действия (бездействия) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 08.11.1994г. №1351 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» в части не включения его в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными, а так же включить его в список сособственников земельных паев АФ «Таманская» путем внесения изменений в постановление от 08.11.1994г. №1351 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» или путем вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Таманская».

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным принять изменение заявленных требований, так как в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании об удовлетворении заявленных требований Головачева С.А. не возражал, суду пояснил, что установление наличия либо отсутствия права заявителя быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при проведении реорганизации колхозов и совхозов, является прерогативой суда.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Мороз М.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Основанием для признания действия (бездействия) главы администрации Темрюкского районного по вынесению постановления в части не включения заявителя в список сособственников земельных паев незаконным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина. Считает заявление Головачева С.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав на то, что согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района (пункт 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов). Таким образом, обжалуемое постановление главы администрации Темрюкского района вынесено в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством и основано на принятом решении общего собрания трудового коллектива и не нарушает чьих-либо прав. Заявителем не представлено доказательств, которые могли бы послужить основанием для вывода о противоречии оспариваемого постановления действовавшему на момент его издания законодательству. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.02.95 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» (далее по тексту - Постановление) внутрихозяйственными комиссиями составлялись списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев. Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Заявитель не был включен в списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев, свидетельство на право собственности на земельную долю не получал. Ссылка заявителя в обоснование своих требований на Указ Президента РФ от 02.03.92 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» является несостоятельной. Данный нормативно-правовой акт определяет только порядок установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в их собственность, но не устанавливает категории граждан, которым земельные участки (доли) могут передаваться в собственность бесплатно. Таким образом, правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные постановлением администрации района. В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановление Правительства РФ от 04.09.92г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК», постановление Правительства РФ от 01.02.95г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» признаны утратившими силу (постановление Правительства РФ от 20.12.2002г. № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения). Земельным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 30 октября 2001 года, основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Федеральные законы и Законы Краснодарского края не предусматривают бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда постановлений, в том числе и постановления Правительства РФ от 29.12.91г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.92г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявитель знал о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации колхоза. Но в суд обратился лишь в 2009 году, т.е. спустя более 14 лет. Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Заявитель не предоставляет доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления.

Представитель администрации Краснодарского края Болдин С.В., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставив в суд письменный отзыв на заявление Головачева С.А., в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку считает указанное заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Исковое требование истец обосновывает тем, что он работал в социальной сфере и имеет право на получение в собственность земельного пая. Согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались решением общего собрания трудового коллектива, затем постановлением главы администрации Темрюкского района (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»). Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства. Таким образом, наделение работников социальной сферы земельными паями являлось правом, а не обязанностью членов сельскохозяйственного предприятия и не включение в данные списки данных лиц не является правонарушением. Данных, свидетельствующих о том, что коллективом колхозов Темрюкского районе было принято решение о наделении работников объектов социальной сферы земельными паями, не имеется. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.02.95г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» внутрихозяйственными комиссиями составлялись списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев. Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Истец не был включен в списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев, свидетельство на право собственности на земельную долю он не получал. В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановление Правительства РФ от 04.09.92 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК», постановление Правительства РФ от 01.02.95 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» признаны утратившими силу. Земельным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 30 октября 2001 года, основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Федеральные законы и Законы Краснодарского края не предусматривают бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст.199 ГК РФ). Приватизация в колхозах и совхозах Краснодарского края осуществлялась на основании указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда постановлений, в том числе и постановления Правительства РФ от 29.12.91г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.92г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, истец не мог не знать о бесплатном наделении земельной долей в силу общей публичности осуществления приватизации колхоза. Истец обратились в суд с настоящим иском спустя более 14 лет, в связи с чем представитель администрации Краснодарского края необходимым применить срок исковой давности и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Комарова Ю.Н., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Головачева С.А.

С 23.11.1990г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Таманский» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявитель в списках сособственников земельных паев, утвержденных постановлением главы администрации Темрюкского района от 08.11.1994г. за №1351, не значится.

Согласно записям трудовой книжки Головачев С.А. с 31.08.1994 года по 27.05.2002 года работал <данные изъяты> в <данные изъяты> АФ «Таманская».

Заявителем в судебном заседании для обозрения представлена справка АФ «Таманская» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. генерального директора ООО «Агрофирма «Таманская» Г.С. о том, что имущественный пай Головачева С.А. в ООО «АФ «Таманская» составляет № рублей, земельный пай №, списки дополнит. учредит № (л.д.89).

Суд критически относится к представленной заявителем в качестве доказательства справке АФ «Таманская» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по сведениям, представленным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за №, согласно списка сособственников земельных паев (долей) АФ «Таманская» утвержденного постановлением главы администрации Темрюкского района №1351 от 08.11.1994г. Головачев С.А. не значится (л.д.9).

Судом из архивного отдела администрации муниципального образования Темрюкский район были истребованы протоколы собраний с приложенными списками, касающиеся реорганизации винсовхоза «Таманский» с 1991 года по настоящее время, а также списки дополнительных учредителей. В судебном заседании представитель администрации Кайгородцев А.А. пояснил, что предоставить вышеуказанные документы не представляется возможным по причине их отсутствия в архивном отделе.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п.24 Постановления №2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд Головачев С.А. обратился лишь 19.03.2009г., т.е. спустя более 14 лет.

Заявителем не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. Суд отказывает в удовлетворении заявления Головачева С.А. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

О применении последствий пропуска срока ходатайствовали и представители ответчика и заинтересованных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Головачева С.А. о признании действий (бездействий) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» в части не включения его в список сособственников земельных паев незаконными – отказать в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд за защитой своих права.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Ю.Н. Шеремет

Мотивированный текст решения изготовлен 22.11.2010г.

К делу № 2-2123/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(Резолютивная часть)

г.Темрюк 19 ноября 2010 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

с участием заявителя Головачева С.А.,

представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Мороз М.Н.,

при секретаре Белоус А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Головачева С.А. о признании действий (бездействий) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» незаконными,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Головачева С.А. о признании действий (бездействий) главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1351 от 08.11.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Таманская» в части не включения его в список сособственников земельных паев незаконными – отказать в связи с пропуском без уважительных причин срока обращения в суд за защитой своих права.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Ю.Н. Шеремет